Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
2017
Аналитический отчет
о деятельности психолого-медико-педагогической
комиссии г.Волгодонска
за 2017 год
Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является диагностико-консультативным отделом муниципального бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» г.Волгодонска (МБУ центр ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска).
ПМПК открыта Постановлением главы города Волгодонска от 24.06.2002 №812 «О создании городской постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии в Управлении образования г.Волгодонска» и передана МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска Постановлением главы города Волгодонска от 01.03.2006 года №318 «О передаче постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования г.Волгодонска муниципальному образовательному учреждению Центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» как структурного подразделения». С 01.06.2017 года ПМПК является диагностико-консультативным отделом центра.
Адрес ПМПК: 347371, Ростовская область, г.Волгодонск, пер.Западный, д.5, тел.: (8639)24-42-36.
Электронный адрес: pprkgarmonia@mail.ru
Статус ПМПК: городская, постоянно действующая.
ПМПК определяет для детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании адекватные образовательные условия, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи в целях адаптации и интеграции детей в социум.
В течение 2017 года ПМПК решались следующие задачи:
- комплексная, динамическая, дифференциальная диагностика отклонений в развитии детей и их потенциальных возможностей;
- своевременное выявление, динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие и инициирование организациям условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям детей;
- проведение профилактических занятий с детьми раннего возраста по предупреждению нарушений в развитии;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- внедрение современных технологий диагностической и профилактической работы с детьми;
- формирование банка данных о детях с проблемами психофизического и социального развития;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры населения.
В штатное расписание ПМПК включено 5,5 ставок. В составе комиссии работают 9 специалистов: 2 педагога-психолога, 3 учителя-дефектолога, учитель-логопед, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог. Все специалисты ПМПК имеют высшее профессиональное образование, у 5 специалистов - высшая квалификационная категория (55%). С сентября 2012 года в составе комиссии работает учитель-дефектолог, который осуществляет педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения, проводит индивидуальные коррекционные занятия с такими детьми, консультирует их родителей и специалистов образовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
В 2017 году ПМПК работала по утвержденному руководителем графику.
Специалисты ПМПК осуществляли диагностическую, консультативную, аналитическую, информационно-просветительскую деятельность.
В городской ПМПК велась следующая документация:
- журнал предварительной записи детей, обратившихся на ПМПК;
- журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК;
- планы и графики работы ПМПК;
- карты развития ребенка.
Обследование детей, обратившихся на ПМПК, осуществлялось специалистами отдельно или коллегиально, в зависимости от запроса и проблемы ребенка.
Каждым специалистом ПМПК деятельность велась в соответствии с утвержденными планом и графиком работы, заполнялась следующая документация:
- план и график работы;
- журнал учета индивидуальной помощи детям, родителям (законным представителям);
- журнал учета консультаций специалистов;
- журнал индивидуальных форм работы с детьми раннего возраста;
- протокол обследования ребенка;
- статистический отчет о деятельности за месяц.
Результаты работы каждого специалиста нашли отражение в аналитических отчетах о деятельности за календарный год.
В ходе диагностической работы специалисты ПМПК используют сертифицированные диагностические методики:
- диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» /авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М./;
- «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», Забрамная С.Д., Боровик О.В.;
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /под редакцией Е.А.Стребелевой/, «Наглядный материал для обследования детей» /приложение к методическому пособию/;
- тест Векслера «Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант)»;
- «Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет», О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина;
- «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения», И.А.Смирнова;
- «Дидактический материал по обследованию речи детей», О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова;
- «Диагностика речевых нарушений школьников», Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина.
По результатам обследования детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами ПМПК составлялись коллегиальные заключения и вырабатывались рекомендации с учетом мнения каждого специалиста. Заключения и рекомендации ПМПК дают право детям с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение оптимальных условий получения образования. Специалисты городской ПМПК отслеживали выполнение образовательными учреждениями рекомендаций комиссии по предоставлению детям с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании адекватных условий получения образования.
В 2017 году городской психолого-медико-педагогической комиссией коллегиально было принято 533 человека (55 детей-инвалидов) из г.Волгодонска, в том числе 442 ребёнка дошкольного и 91 ребёнок школьного возраста. В этом году количество заключений на детей, представленных на городскую ПМПК, осталось на уровне 2016 года.
Из 442 дошкольников г. Волгодонска, представленных на ПМПК в 2017 году, выявлены детей со следующими нарушениями: тотальным недоразвитием - 6 человек (лёгкой степени - 5 человек, выраженной степени - 1 человек); задержкой психического развития - 43 человека; нарушением речи - 319 человек (из них 41 ребёнок четырёхлетнего возраста с моторной алалией и выходом из моторной алалии); расстройством аутистического спектра - 2 человека; нарушением зрения (слабовидящих) - 5 человек; нарушением опорно-двигательного аппарата - 4 человека; тяжёлыми множественными нарушениями развития - 7 человек (что в 2 раза меньше, чем в 2016 году); без нарушений - 56 человек (из них 42 ребёнка раннего возраста, что в 1,5 раза больше, чем в 2016 году). Из дошкольников, обследованных на ПМПК в 2017 году, 14 детям рекомендовано обучение в группах возрастной нормы, 386 детям - обучение и воспитание по адаптированным образовательным программам (из них пробно - 28 детям); 42 детям раннего возраста рекомендованы индивидуальные профилактические занятия в ППМС-центре. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК организовано адекватное обучение и воспитание 442 дошкольникам, что составляет 100% от обследованных на ПМПК детей (в 2016 в 2015 году - 99%). На ПМПК по запросу родителей проведено обследование двух детей по определению психологической готовности к обучению в школе.
Из 91 ребёнка школьного возраста, представленных в 2017 году на ПМПК, выявлено 35 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в 2016 году - 37 человек). 34 детям (в том числе 4 учащимся первого класса - пробно) специалистами ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам соответствующего класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 1 ребёнку - проведение ГИА в особых организационно-технологических условиях. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК адекватное обучение организовано 30 учащимся (в общеобразовательных учреждениях города - 4 школьникам, в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение» - 26 школьникам), в том числе:
вариант 6.1
1 класса - 4 человека;
вариант 6.2
1 класса - 7 человек;
2 класса - 1 человек;
3 класса - 1 человек;
вариант 6.3
1 класса - 8 человек;
3 класса - 2 человека;
вариант 6.4
первый год обучения - 4 человека;
5 класса - 2 человека;
7 класса - 1 человек.
Четверо детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были представлены на ПМПК повторно (по итогам пробного обучения по адаптированным образовательным программам). Школьники продолжили обучение по раннее подобранным коррекционным программам и изменённому образовательному маршруту в условиях специальной школы-интерната.
На ПМПК представлены 16 детей с тотальным недоразвитием ВПФ, что на 24% меньше, чем в 2016 году. Из них: 10 человек - с легкой степенью, 3 человека - с умеренной, 3 человека - с множественными и тяжёлыми нарушениями развития. Из 16 учащихся с тотальным недоразвитием ВПФ, нуждающихся в обучении по адаптированным образовательным программам, 3 детям рекомендовано продолжить обучение по ранее подобранным программам (вариант - 2), 13 детям - обучение по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью (вариант 1 - 10 детей; вариант 2, СИПР - 3 детей).
Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК детям школьного возраста с тотальным недоразвитием ВПФ показал, что 2 детям организовано обучение в образовательных учреждениях по месту жительства по адаптированным образовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (1 ребёнок - в МБОУ Волгодонского района, 1 ребёнок - в МБОУ г.Волгодонска), 3 детям с тяжёлыми и множественными нарушениями из г.Волгодонска организовано обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), 11 школьникам организовано обучение в специальных образовательных учреждениях, в том числе:
подготовительного класса для детей
с первым вариантом обучения - 1 человек;
1 класса для детей с первым вариантом обучения - 3 человека;
2 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
3 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
5 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
10 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
четвёртый год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек;
восьмой год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек;
девятый год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек.
В 2017 году на ПМПК были первично представлены четверо детей старше 12 лет, из них: с тотальным недоразвитием ВПФ - 3 ребёнка (1 чел. - прибыл из другой территории; 1 чел. - из социально-неблагополучной семьи, родители которого до октября 2017 года отказывались сотрудничать со школой; 1 чел. - с тяжёлыми и множественными нарушениями, не посещавший ранее школу, был выявлен образовательным учреждением), с задержкой психического развития - 1 ребёнок (в школьном возрасте взят под опеку и привезён из другой территории)). Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК показал, что данным детям организовано обучение по адаптированным образовательным программам с 2017 года (в коррекционных образовательных учреждениях- 3 детям, в массовой школе г.Волгодонска - 1 ребёнку).
В 2017 году на ПМПК повторно был представлен 51 человек, в том числе: 26 человек - с целью определения дальнейшего образовательного маршрута по завершению дошкольной ступени образования в группах компенсирующей направленности; 15 человек - в связи с не усвоением основных общеобразовательных программ (8 человек - основных образовательных программ дошкольного образования, 7 человек - основных образовательных программ начального и основного общего образования); 7 человек - по направлению бюро МСЭ и медицинских организаций; 3 человека - для проведения ГИА в особых условиях.
На ПМПК прошли обследование 2 детей 4-7 лет с расстройством аутистического спектра. По результатам мониторинга этим детям предоставлены адекватные образовательные условия в дошкольных образовательных учреждениях с учетом рекомендаций ПМПК.
Семи детям организовано обучение по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития (6 чел. - в МБОУ г.Волгодонска; 1 чел.- в ГБОУ РО «Цимлянской школе-интернате»).
В 2017 году на ПМПК было обследовано 7 выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья и определены необходимые условия проведения государственной итоговой аттестации в пунктах проведения экзаменов.
Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК
по обучению детей с ОВЗ, первично обследованных на ПМПК в 2017 год
Образовательный маршрут |
Всего детей |
Из них приступили к занятиям |
в общеобразовательных учреждениях г.Волгодонска по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ЗПР |
6 |
6 |
в ГБОУ РО «Цимлянская школа-интернат» по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ЗПР |
1 |
1 |
в общеобразовательных учреждениях г.Волгодонска обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития |
3 |
3 |
в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение» по адаптированным образовательным программам для обучающихся с НОДА |
26 |
26 |
в общеобразовательных учреждениях г.Волгодонска по адаптированным образовательным программам для обучающихся с НОДА |
4 |
4 |
в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате по адаптированным образовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
9 |
9 |
в общеобразовательных учреждениях г.Волгодонска организациях по адаптированным образовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
2 |
2 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития |
43 |
43 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта |
5 |
5 |
ГКП «Особый ребенок», группа для детей со сложной структурой дефекта |
10 |
10 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями речи |
319 |
319 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
4 |
4 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением зрения |
5 |
5 |
На консультацию к специалистам ПМПК обратились 110 родителей с детьми в возрасте до 3 лет. С 110 детьми раннего возраста проведена диагностика познавательной сферы и речевого развития, даны 119 консультаций родителям (законным представителям) по вопросам обучения, развития и воспитания детей. С 42 детьми 2-3 летнего возраста учитель-логопед и учитель-дефектолог провели 425 индивидуальных профилактических занятий по программам: «Профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста», «Развитие познавательной сферы детей раннего возраста»; оказали консультативную помощь их родителям. За 2017 год увеличилось в 1,5 раза количество профилактических занятий с детьми раннего возраста.
Ранняя коррекция позволила у 40% детей 2-3 лет скомпенсировать недостатки в развитии, для 60% - определить дальнейший образовательный маршрут.
Структура детской патологии и рекомендаций по дальнейшему обучению детей представлены в форме статистического отчета деятельности психолого-медико-педагогической комиссии г.Волгодонска по выявлению и предоставлению адекватного образования в 2017 году детям дошкольного возраста (приложение №1), школьного возраста (приложении №2).
Сведения о предоставлении адекватных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обследованных на ПМПК в 2017 году, представлены в приложении №3.
В целях обеспечения открытости информационного пространства с января 2012 года функционирует официальный сайт МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска. В течение 2017 года специалисты ПМПК размещали на сайте разного рода статьи, информацию о деятельности ПМПК, методические разработки о проблемах обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У посетителей сайта есть возможность задать вопросы специалистам ПМПК, получить квалифицированные ответы.
Внешние связи и отношения городской психолого-медико-педагогической комиссии с другими учреждениями и ведомствами осуществлялись на основании договоров о сотрудничестве, в которых указан предмет взаимодействия, обязательства сторон. ПМПК взаимодействовала с Управлением образования г.Волгодонска, органами здравоохранения, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Бюро медико-социальной экспертизы, образовательными учреждениями, МУ МВД России «Волгодонское». В марте 2017 года специалистами ПМПК было проведено межведомственное совещание по теме «Выявление, комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и нарушениями в развитии, направление их на городскую ПМПК в 2017 году». В мае 2017 года специалисты ПМПК приняли участие в городской научно-практической конференции по вопросам сопровождения и оказания помощи детям раннего возраста, в октябре 2017 года - в семинаре для классных руководителей 8-11 классов по вопросу освидетельствования выпускников с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогической комиссией.
Специалисты ПМПК привлекались Управлением образования г. Волгодонска к проверкам деятельности дошкольных образовательных учреждений по вопросам организации обучения детей в коррекционных группах.
В рамках взаимодействия ПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений в 2017 году осуществлялись следующие мероприятия:
- проведено совещание для председателей ПМПк по организации деятельности ПМПк, психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, имеющих трудности в развитии, обучении, воспитании (07.09.2017);
- проведено совещание для учителей-логопедов по организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях, ведению документации (14.09.2017);
- прочитано 3 лекции для специалистов образовательных учреждений о своевременном выявлении детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, создании адекватных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дано 148 индивидуальных консультаций специалистам образовательных учреждений по исполнению нормативно-правовой документации, использованию диагностического инструментария, организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами обучения, развития, воспитания.
Специалисты ПМПК оказывали консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении:
- проведены индивидуальные консультации для 452 родителей (законных представителей);
- прочитано 5 лекций для родителей детей с ОВЗ по вопросам их обучения и воспитания;
- проведен круглый стол для 46 родителей по обучению и воспитанию гиперактивных детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в интеллектуальном, речевом и физическом развитии (21.02.2017);
- проведено 8 мастер-классов в рамках работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов совместно со специалистами образовательных учреждений г.Волгодонска.
В целях раннего выявления детей с ОВЗ и предоставления им адекватных образовательных условий необходимо:
- специалистам дошкольных образовательных учреждений г.Волгодонска своевременно выявлять и направлять на ПМПК детей раннего возраста, имеющих нарушения в развитии;
- педагогам образовательных учреждений пройти обучающие курсы по сопровождению детей с ОВЗ, составлению адаптированных программ.
На 2018 год специалистами ПМПК запланировано продолжить:
- организацию мероприятий в рамках работы городского семейного клуба для родителей детей-инвалидов;
- реализацию инновационного образовательного проекта МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска на 2014-2018 гг. «Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми раннего возраста как средство обеспечения равных стартовых возможностей детей с нарушениями развития, определения дальнейшего адекватного образовательного маршрута» (областная инновационная площадка).
Директор МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска Г.Н.Мельничук
Заведующий отделом - городской ПМПК Т.Н.Рамазанова
|