МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

2015

Аналитический отчет
о деятельности психолого-медико-педагогической
комиссии г.Волгодонска 
за 2015 год

 Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония»  г.Волгодонска  (МБУ центр ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска).
 ПМПК открыта Постановлением главы города Волгодонска от 24.06.2002 №812 «О создании городской постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии в Управлении образования г.Волгодонска» и передана МБУ центру ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска Постановлением главы города Волгодонска от 01.03.2006 года №318 «О передаче постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования г.Волгодонска муниципальному образовательному учреждению Центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» как структурного подразделения».
 Адрес ПМПК: 347371, Ростовская область, г.Волгодонск, пер.Западный, д.5, тел.: (8639)24-42-36.
 Электронный адрес: pprkgarmonia@mail.ru
 Статус ПМПК: городская, постоянно действующая.
 ПМПК определяет для детей с  ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании  адекватные образовательные условия, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи в целях адаптации и интеграции детей в социум.
 В течение 2015 года ПМПК решались следующие задачи:

  • комплексная, динамическая, дифференциальная диагностика отклонений в развитии детей и их потенциальных  возможностей;
  • своевременное выявление, динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие и инициирование организациям условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям детей;
  • проведение профилактических занятий с детьми раннего возраста по предупреждению нарушений в развитии;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  • внедрение современных технологий диагностической и профилактической работы с детьми; 
  • формирование банка данных о детях с проблемами психофизического и социального развития;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры населения.

 В штатное расписание ПМПК включено 5,5 ставок. В составе комиссии работают 9 специалистов: 2 педагога-психолога, 3 учителя-дефектолога, учитель-логопед, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог. Все специалисты ПМПК имеют высшее профессиональное образование, у 5 специалистов - высшая квалификационная категория, у 4 специалистов нет категории. С сентября 2012 года в составе комиссии работает учитель-дефектолог, который осуществляет педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения, проводит индивидуальные коррекционные занятия с такими детьми, консультирует их родителей и специалистов образовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания и развития.
 В 2015 году ПМПК работала по утвержденному руководителем графику.
 Специалисты ПМПК осуществляли диагностическую, консультативную, аналитическую, информационно-просветительскую деятельность. 
 В городской ПМПК велась следующая документация: 

  • журнал предварительной записи детей, обратившихся на ПМПК;
  • журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК;
  • журнал учета выпускников с ОВЗ, участвующих в государственной итоговой аттестации;
  • журнал учета методических семинаров и журналы учета консультаций специалистов;
  • планы и графики работы ПМПК;
  • карты развития ребенка.

 Обследование ребенка, обратившегося на ПМПК  осуществлялось специалистами отдельно или коллегиально, в зависимости от запроса и проблемы ребенка.
 Каждым специалистом ПМПК деятельность велась в соответствии с утвержденными планом и графиком работы, заполнялась следующая документация:

  • план и график работы;
  • журнал учета специалистов ПМПК по оказанию индивидуальной помощи детям, родителям (законным представителям);
  • журнал учета консультаций специалистов;
  • журнал индивидуальных форм работы с детьми раннего возраста;
  • протокол обследования ребенка;
  • статистический отчет о деятельности за месяц.

 Результаты работы каждого специалиста нашли отражение в аналитических отчетах о деятельности за календарный год. 
 В ходе диагностической работы специалисты ПМПК используют сертифицированные диагностические методики:

  • диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» /авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М./;
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;
  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /под редакцией Е.А.Стребелевой/, «Наглядный материал для обследования детей» /приложение к методическому пособию/;
  • тест Векслера «Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант)»;
  • О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет»;
  • И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения»;
  • О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».
  • Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников».

 По результатам обследования детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами ПМПК составлялось коллегиальное заключение и вырабатывались рекомендации с учетом мнения каждого специалиста. Заключение и рекомендации ПМПК дают право детям с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение оптимальных условий получения  образования. Специалисты городской ПМПК отслеживали выполнение образовательными учреждениями рекомендаций комиссии по предоставлению детям с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании адекватных условий получения образования.
 В 2015 году городской психолого-медико-педагогической комиссией коллегиально было принято 795 человек (425 детей дошкольного  и 370 детей школьного возраста), в том числе из:
г.Волгодонска                     728 чел.;
Волгодонского района       40 чел.;
Заветинского района          11 чел.;
Дубовского района             14 чел.;
Цимлянского района          2 чел.

Сравнительный анализ статистических  данных 
по деятельности  ПМПК за 2013-2015 годы

 В текущем году увеличилось более чем в 1,5 раза количество детей, представленных на ПМПК из районов: Волгодонского - 40 чел. (в 2014 - 24 чел.), Дубовского - 14 чел. (в 2014 - 13 чел.), Заветинского - 11 чел.  (в 2014 - 7 чел.). 

 В 2015 году прием детей на ПМПК осуществлялся на основании направлений психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) дошкольных образовательных (640 чел.) и общеобразовательных (81 чел.) учреждений, государственных учреждений медико-социальной экспертизы и медицинских учреждений (18 чел.), отделов опеки (5 чел.) по запросу родителей (законных представителей) (51 чел.). 

Сравнительный анализ статистических 
данных по деятельности ПМПК за 2013-2015 годы

Кален-
дарный год
Всего детей, принятых ПМПК Направление на ПМПК из:
образовательных учреждений семьи медучреждений/ бюро МСЭ КДН и ЗП, ОВД, соц.-реабил. центра, отдела опеки
2013 778 637 83 14/31 13
2014 791 662 54 63/12 -
2015 795 721 51 1/17 5

 Из 425 дошкольников (из г.Волгодонска 418 детей, из районов 7 детей), обследованных на ПМПК в 2015 году,  3 детям рекомендовано обучение в группах возрастной нормы,  395 детям - обучение и воспитание по адаптированным коррекционным программам, 1 ребёнку – индивидуальные профилактические занятия в МОУ ДОД ЦДОД «Радуга»; 26 детям – индивидуальные профилактические занятия в ППМС центре с детьми раннего возраста. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК организовано адекватное обучение и воспитание  423 дошкольников, что составляет 99% от обследованных на ПМПК детей (в 2014 году - 98,8%). Для 1 % дошкольников из Волгодонского и Дубовского районов не выполнены рекомендации ПМПК. 418 детям, представленных на ПМПК из г.Волгодонска, организовано адекватное обучение и воспитание, что составляет 100% выполнения рекомендаций. На ПМПК по запросу родителей (законных представителей) с 1 ребёнком проведено обследование психологической готовности к обучению в школе.
 Из 370 детей школьного возраста (из г.Волгодонска 310 детей, из районов 60 детей), представленных в 2015 году на ПМПК, принято 22 ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что на 44% меньше, чем в 2014 году. Специалистами ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным программам  соответствующего класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адекватное обучение в коррекционном образовательном учреждении VI вида организовано 11 школьникам, в том числе:  
1 класса  - 7 человек; 
3 класса  - 1 человек;
7 класса  - 2 человека;
1 класса (для детей с нарушением интеллекта) - 1 человек.
 11 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были представлены на ПМПК повторно (по направлению МСЭ - 4 чел., СКОУ - 2 чел, 5 чел. - пробное обучение по адаптированным программам). Школьники  продолжили обучение по раннее подобранным коррекционным программам и изменённому образовательному маршруту в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VI вида.
 На ПМПК представлено 50 детей с тотальным недоразвитием ВПФ, что на 10%  больше, чем в 2014 году. Из них: 34 человека - с легкой степенью, 14 человек - с умеренной, 2 человека - с выраженной. Из 50 учащихся с тотальным недоразвитием ВПФ, нуждающихся в обучении по адаптированным коррекционным программам, 9 детям рекомендовано продолжить обучение и воспитание по ранее подобранным коррекционным  программам, 41 ребёнку - обучение и воспитание по адаптированным коррекционным программам для детей с умственной отсталостью. 
 6 детям, обучающимся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, была изменена программа обучения на второй вариант  по причине неусвоения первого варианта адаптированной программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК детям школьного возраста с тотальным недоразвитием ВПФ показал, что 19 школьникам организовано интегрированное обучение в образовательных учреждениях по месту жительства по адаптированным коррекционным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями; 30 школьникам организовано адекватное обучение в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, в том числе:
1 класса для детей с первым вариантом обучения - 7 человек;
2 класса для детей с первым вариантом обучения - 7 человек;
3 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
4 класса для детей с первым вариантом обучения - 2 человека;
5 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
6 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
первый год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 4 человека;
второй год обучения для детей со вторым вариантом обучения  - 2 человека;
третий год обучения для детей со вторым вариантом обучения  - 1 человек;
четвёртый год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 2 человека;
шестой год обучения для детей со вторым вариантом обучения  - 2 человека.
1 ребёнку из Заветинского района не организовано обучение по адаптированной коррекционной программе для детей с умственной отсталостью по причине отказа родителей. 
 Первично был представлен на ПМПК 1 ребёнок из Дубовского района  старше 12 лет с тотальным недоразвитием ВПФ лёгкой степени (родители ранее отказывались обращаться на ПМПК). Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК детям школьного возраста с тотальным недоразвитием ВПФ показал, что данному ребёнку организовано обучение в ГКОУ РО «Пролетарской специальной школе-интернате» с сентября 2015 года.
 На ПМПК прошли обследование 5 детей 4-18 лет с  расстройством аутистического спектра. По результатам мониторинга всем детям предоставлены адекватные образовательные условия в образовательных учреждениях с учетом рекомендаций ПМПК.
24 детям организовано обучение по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития (8 чел. из г.Волгодонска, 13 чел. из Волгодонского района, 2 чел. из Дубовского района, 1 чел. из Заветинского района), что в 2 больше, чем в 2014 году. 
 Первично было представлено на ПМПК 3 ребёнка старше 12 лет из Волгодонского района  с задержкой психоречевого развития (2 чел. - прибыли из других территорий, 1 чел. - из социально-неблагополучной семьи, родители которого до 2015 года отказывались сотрудничать со школой). Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК детям школьного возраста с ЗПР показал, что данным детям организовано обучение по адаптированным образовательным программам с сентября 2015 года в массовых школах данного района.
 В 2015 году на ПМПК было обследовано 7 выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья и определены необходимые условия проведения государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена и государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов.

Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК по обучению
детей с ОВЗ, первично обследованных на ПМПК в 2015 году

Образовательный маршрут Всего детей Из них приступили к занятиям
в образовательных организациях по адаптированным программам для обучающихся с ЗПР 24 24
в образовательных организациях по адаптированным программам для обучающихся с нарушением интеллекта 20 19
В ГКОУ РО школе-интернате VI вида г.Волгодонска по адаптированным программам образовательным программам для обучающихся с НОДА 11 11
в ГКОУ РО школах-интернатах VIII вида по адаптированным образовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 30 30
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития 42 42
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта 4 4
ГКП «Особый ребенок», группа для детей со сложной структурой дефекта 7 5
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 335 335
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 3 3
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением зрения 4 4

 На консультацию к специалистам ПМПК обратилось 106 детей в возрасте до 3 лет. С детьми раннего возраста проведена диагностика познавательной сферы и речевого развития, консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, развития, воспитания детей. С 26 детьми 2-3 летнего возраста учитель-логопед, учитель-дефектолог провели 137 индивидуальных профилактических занятий по программам: «Профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста», «Развитие познавательной сферы детей раннего возраста»; оказывали консультативную помощь их родителям. Ранняя коррекция позволила у 40% детей 2-3 лет скомпенсировать недостатки в развитии, для 70% - определить дальнейший образовательный маршрут.
 В целях обеспечения открытости информационного пространства с января 2012 года функционирует официальный сайт МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска. В течение 2015 года специалисты ПМПК размещали на сайте разного рода статьи, информацию о деятельности ПМПК, методические разработки о проблемах обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья.  У посетителей сайта есть возможность задать вопросы специалистам ПМПК, получить квалифицированные ответы. 
Внешние связи и отношения городской психолого-медико-педагогической комиссии с другими учреждениями и ведомствами осуществлялись на основании договоров о сотрудничестве, в которых указан предмет взаимодействия, обязательства сторон. ПМПК взаимодействовала с Управлением образования г.Волгодонска, органами здравоохранения, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Бюро медико-социальной экспертизы, образовательными учреждениями, МУ МВД России «Волгодонское», образовательными учреждениями. В марте 2015 года специалистами ПМПК было проведено межведомственное совещание по теме «Выявление, комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и нарушениями в развитии, направление их на городскую ПМПК в 2015 году». 
 Специалисты ПМПК привлекались к проверкам деятельности  дошкольных  образовательных учреждений по вопросам организации обучения детей в коррекционных группах.
 В рамках взаимодействия ПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений в 2015 году осуществлялось следующее:

  • проведено совещание для председателей ПМПк по организации деятельности ПМПк, психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, имеющих трудности в развитии, обучении, воспитании (09.09.2015);
  • проведено совещание для учителей-логопедов по организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях, ведению документации (09.09.2015);
  • прочитано 6 лекций  для специалистов образовательных учреждений о своевременном выявлении детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, создании адекватных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • дано 67 индивидуальных консультаций специалистам образовательных учреждений по исполнению нормативно-правовой документации, использованию диагностического инструментария, организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами обучения, развития, воспитания.

 Специалисты ПМПК оказывали консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении:

  • проведены 629 индивидуальных консультаций для 595 родителей (законных представителей);
  • прочитано 5 лекций  для  родителей детей с ОВЗ по вопросам их обучения и воспитания;
  • проведен круглый стол для 46 родителей детей 2-3 летнего возраста по развитию и воспитанию детей раннего возраста, имеющих нарушения в интеллектуальном, речевом и физическом развитии (19.02.2015).

В целях своевременного выявления детей с ОВЗ и предоставления им адекватного образовательного маршрута необходимо: 

  • специалистам отделов образования Дубовского, Заветинского районов осуществлять контроль  оформления документов, представляемых на ПМПК («Карта развития ребенка», утвержденная приказом Минобразования РО от 16.12.2005 №2763/522/158);
  • специалистам отделов образования Волгодонского, Дубовского, Заветинского районов своевременно выявлять и направлять на ПМПК детей раннего и дошкольного возраста, имеющих нарушения в интеллектуальном, речевом и физическом развитии.

На 2016 год специалистами ППМПК запланировано:

  • открыть семейный клуб для родителей и детей-инвалидов;
  • продолжить реализацию инновационного образовательного проекта МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска на 2014-2018 гг. «Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми раннего возраста как средство обеспечения равных стартовых возможностей детей с нарушениями развития, определения дальнейшего адекватного образовательного маршрута» (областная инновационная площадка).


Директор МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска                          Г.Н.Мельничук

Руководитель структурного подразделения - городской ПМПК          Т.Н.Рамазанова