Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
2016
Аналитический отчет
о деятельности психолого-медико-педагогической
комиссии г.Волгодонска
за 2016 год
Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» г.Волгодонска (МБУ центр ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска).
ПМПК открыта Постановлением главы города Волгодонска от 24.06.2002 №812 «О создании городской постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии в Управлении образования г.Волгодонска» и передана МБУ центру ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска Постановлением главы города Волгодонска от 01.03.2006 года №318 «О передаче постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования г.Волгодонска муниципальному образовательному учреждению Центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» как структурного подразделения».
Адрес ПМПК: 347371, Ростовская область, г.Волгодонск, пер.Западный, д.5, тел.: (8639)24-42-36.
Электронный адрес: pprkgarmonia@mail.ru
Статус ПМПК: городская, постоянно действующая.
ПМПК определяет для детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании адекватные образовательные условия, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи в целях адаптации и интеграции детей в социум.
В течение 2016 года ПМПК решались следующие задачи:
- комплексная, динамическая, дифференциальная диагностика отклонений в развитии детей и их потенциальных возможностей;
- своевременное выявление, динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- содействие и инициирование организациям условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям детей;
- проведение профилактических занятий с детьми раннего возраста по предупреждению нарушений в развитии;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- внедрение современных технологий диагностической и профилактической работы с детьми;
- формирование банка данных о детях с проблемами психофизического и социального развития;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры населения.
В штатное расписание ПМПК включено 5,5 ставок. В составе комиссии работают 9 специалистов: 2 педагога-психолога, 3 учителя-дефектолога, учитель-логопед, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог. Все специалисты ПМПК имеют высшее профессиональное образование, у 5 специалистов - высшая квалификационная категория (55%). С сентября 2012 года в составе комиссии работает учитель-дефектолог, который осуществляет педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения, проводит индивидуальные коррекционные занятия с такими детьми, консультирует их родителей и специалистов образовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
В 2016 году ПМПК работала по утвержденному руководителем графику.
Специалисты ПМПК осуществляли диагностическую, консультативную, аналитическую, информационно-просветительскую деятельность.
В городской ПМПК велась следующая документация:
- журнал предварительной записи детей, обратившихся на ПМПК;
- журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК;
- журнал учета выпускников с ОВЗ, участвующих в государственной итоговой аттестации;
- журнал учета методических семинаров и журналы учета консультаций специалистов;
- планы и графики работы ПМПК;
- карты развития ребенка.
Обследование ребенка, обратившегося на ПМПК осуществлялось специалистами отдельно или коллегиально, в зависимости от запроса и проблемы ребенка.
Каждым специалистом ПМПК деятельность велась в соответствии с утвержденными планом и графиком работы, заполнялась следующая документация:
- план и график работы;
- журнал учета индивидуальной помощи детям, родителям (законным представителям);
- журнал учета консультаций специалистов;
- журнал индивидуальных форм работы с детьми раннего возраста;
- протокол обследования ребенка;
- статистический отчет о деятельности за месяц.
Результаты работы каждого специалиста нашли отражение в аналитических отчетах о деятельности за календарный год.
В ходе диагностической работы специалисты ПМПК используют сертифицированные диагностические методики:
- диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» /авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М./;
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /под редакцией Е.А.Стребелевой/, «Наглядный материал для обследования детей» /приложение к методическому пособию/;
- тест Векслера «Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант)»;
- О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет»;
- И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения»;
- О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».
- Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников».
По результатам обследования детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами ПМПК составлялись коллегиальные заключения, и вырабатывались рекомендации с учетом мнения каждого специалиста. Заключения и рекомендации ПМПК дают право детям с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение оптимальных условий получения образования. Специалисты городской ПМПК отслеживали выполнение образовательными учреждениями рекомендаций комиссии по предоставлению детям с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании адекватных условий получения образования.
В 2016 году городской психолого-медико-педагогической комиссией коллегиально было принято 816 человек (458 детей дошкольного и 358 детей школьного возраста), в том числе из:
г.Волгодонска - 809 чел.;
Волгодонского района - 5 чел.;
Дубовского района - 2 чел.
Сравнительный анализ статистических данных
по деятельности ПМПК за 2014-2016 годы
В текущем году увеличилось более чем на 11% количество детей, представленных на ПМПК из г.Волгодонска - 809 чел. (в 2015 - 728 чел.).
С февраля 2016 года нами расторгнуты договоры с отделами образования Волгодонского, Дубовского, Заветинского районов по взаимодействию с психолого-медико-педагогической комиссией г.Волгодонска, так как, оказывая диагностико-консультативную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья из Волгодонского, Заветинского, Дубовского районов, городская ПМПК нарушает количественный принцип создания ПМПК: одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих в территории (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённое приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082, письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.12.2015 №24/3.2-8125 «О мерах по соблюдению прав на образование детей-инвалидов»). В настоящее время в городе Волгодонске проживает 31824 ребёнка.
В 2016 году прием детей на ПМПК осуществлялся на основании направлений психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) дошкольных образовательных (697 чел.) и общеобразовательных (54 чел.) учреждений, государственных учреждений медико-социальной экспертизы и медицинских учреждений (11 чел.), отделов опеки (6 чел.), по запросу родителей (законных представителей) (46 чел), ОВД (2 чел.).
Сравнительный анализ статистических
данных по деятельности ПМПК за 2014-2016 годы
Кален-
дарный год |
Всего детей, принятых ПМПК |
Направление на ПМПК из: |
образовательных учреждений |
семьи |
медучреждений/ бюро МСЭ |
КДН и ЗП, ОВД, соц.-реабил. центра, отдела опеки |
2014 |
791 |
662 |
54 |
63/12 |
- |
2015 |
795 |
721 |
51 |
1/17 |
5 |
2016 |
816 |
751 |
46 |
-/11 |
8 |
За последние три года наблюдается тенденция увеличения количества детей, прошедших комплексное обследование на городской ПМПК на основании направлений психолого-медико-педагогических консилиумов ПМПк образовательных учреждений.
Из 458 дошкольников г.Волгодонска, представленных на ПМПК в 2016 году, выявлено детей со следующими нарушениями: тотальным недоразвитием - 4 человека (лёгкой степени - 3 человека, средней степени - 1 человек); задержкой психического развития - 38 человек; нарушением речи - 355 человек (из них 53 ребёнка четырёхлетнего возраста с моторной алалией и выходом из моторной алалии); расстройством аутистического спектра - 2 человека; нарушением зрения (слабовидящих) - 3 человека; двигательной сферы - 4 человека; тяжёлыми множественными нарушениями развития - 12 человек (что в 2,5 раза больше, чем в 2015 году); соматическими заболеваниями - 2 человека; без нарушений - 38 человек (из них 26 человек раннего возраста). Из дошкольников, обследованных на ПМПК в 2016 году, 14 детям рекомендовано обучение в группах возрастной нормы, 418 детям - обучение и воспитание по адаптированным образовательным программам (из них пробно 9 детям); 26 детям раннего возраста рекомендованы индивидуальные профилактические занятия в ППМС центре. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК организовано адекватное обучение и воспитание 458 дошкольников, что составляет 100% от обследованных на ПМПК детей (в 2015 году - 99%). На ПМПК по запросу родителей проведено обследование двух детей по психологической готовности к обучению в школе.
Из 358 детей школьного возраста (из г.Волгодонска - 351 ребёнок, из районов - 7 детей), представленных в 2016 году на ПМПК, принято 37 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что на 68% больше, чем в 2015 году. Специалистами ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам соответствующего класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 35 детям (из них 9 учащимся первого класса - пробно), проведение ГИА в особых организационно-технологических условиях - 2 детям. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК адекватное обучение в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате организовано 27 школьникам, в том числе:
вариант 6.1
1 класса - 1 человек;
7 класса - 1 человек;
вариант 6.2
1 класса - 11 человек;
2 класса - 1 человек;
4 класса - 2 человека;
вариант 6.3
1 класса - 7 человек
5 класса - 1 человек
вариант 6.4
первый год обучения - 3 человека.
8 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были представлены на ПМПК повторно (по направлению МСЭ - 2 чел., СКОУ - 2 чел, 4 чел. - по итогам пробного обучения по адаптированным программам). Школьники продолжили обучение по раннее подобранным коррекционным программам и изменённому образовательному маршруту в условиях специальной школы-интерната VI вида.
На ПМПК представлен 21 ребёнок с тотальным недоразвитием ВПФ, что на 58% меньше, чем в 2015 году (ранее дети с ТН ВПФ чаще представлялись из районов). Из них: 14 человек - с легкой степенью, 3 человека - с умеренной, 4 человека - с множественными и тяжёлыми нарушениями. Из 21 учащегося с тотальным недоразвитием ВПФ, нуждающихся в обучении по адаптированным коррекционным программам, 4 детям рекомендовано продолжить обучение и воспитание по ранее подобранным коррекционным программам, 17 детям - обучение и воспитание по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью.
2 детям, обучающимся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, была изменена программа обучения на второй вариант по причине неусвоения первого варианта адаптированной программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК детям школьного возраста с тотальным недоразвитием ВПФ показал, что 1 школьнику из Волгодонского района организовано интегрированное обучение в образовательном учреждении по месту жительства по адаптированной образовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 4 детям с тяжёлыми и множественными нарушениями из г.Волгодонска организовано обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), 16 школьникам организовано адекватное обучение в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, в том числе:
подготовительного класса - 2 человека;
1 класса для детей с первым вариантом обучения - 5 человек;
2 класса для детей с первым вариантом обучения - 2 человека;
3 класса для детей с первым вариантом обучения - 3 человека;
8 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
первый год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек;
третий год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек;
восьмой год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек.
В 2016 году на ПМПК не были первично представлены дети старше 12 лет с тотальным недоразвитием ВПФ и с задержкой психического развития, второгодники.
В 2016 году на ПМПК повторно были представлены 68 детей, из них: 38 человек - с целью определения дальнейшего образовательного маршрута по завершению дошкольной ступени образования в группах компенсирующей направленности; 25 человек - в связи с не усвоением основных общеобразовательных программ (15 человек - основных образовательных программ дошкольного образования, 10 человек - основных образовательных программ начального и основного общего образования); 5 человек - по направлению бюро МСЭ. На ПМПК прошли обследование 2 детей 4-7 лет с расстройством аутистического спектра. По результатам мониторинга этим детям предоставлены адекватные образовательные условия в дошкольных образовательных учреждениях с учетом рекомендаций ПМПК.
13 детям организовано обучение по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития (12 чел. из г.Волгодонска, что в 2 раза больше, чем в 2015 году; 1 чел. из Волгодонского района).
В 2016 году на ПМПК было обследовано 13 выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья и определены необходимые условия проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена и государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов.
Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК по обучению
детей с ОВЗ, первично обследованных на ПМПК в 2016 году
Образовательный маршрут |
Всего детей |
Из них приступили к занятиям |
в образовательных организациях по адаптированным программам для обучающихся с ЗПР |
13 |
13 |
обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития |
4 |
4 |
в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение» по адаптированным образовательным программам для обучающихся с НОДА |
27 |
27 |
в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате по адаптированным образовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями |
13 |
13 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития |
38 |
38 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта |
3 |
3 |
ГКП «Особый ребенок», группа для детей со сложной структурой дефекта |
15 |
15 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями речи |
355 |
355 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
4 |
4 |
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением зрения |
3 |
3 |
На консультацию к специалистам ПМПК обратился 101 ребёнок в возрасте до 3 лет. С детьми раннего возраста проведена диагностика познавательной сферы и речевого развития, консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, развития, воспитания детей. С 26 детьми 2-3 летнего возраста учитель-логопед, учитель-дефектолог провели 255 индивидуальных профилактических занятий по программам: «Профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста», «Развитие познавательной сферы детей раннего возраста»; оказали консультативную помощь их родителям. Ранняя коррекция позволила у 38% детей 2-3 лет скомпенсировать недостатки в развитии, для 62% - определить дальнейший образовательный маршрут.
В целях обеспечения открытости информационного пространства с января 2012 года функционирует официальный сайт МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска. В течение 2016 года специалисты ПМПК размещали на сайте разного рода статьи, информацию о деятельности ПМПК, методические разработки о проблемах обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У посетителей сайта есть возможность задать вопросы специалистам ПМПК, получить квалифицированные ответы.
Внешние связи и отношения городской психолого-медико-педагогической комиссии с другими учреждениями и ведомствами осуществлялись на основании договоров о сотрудничестве, в которых указан предмет взаимодействия, обязательства сторон. ПМПК взаимодействовала с Управлением образования г.Волгодонска, органами здравоохранения, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Бюро медико-социальной экспертизы, образовательными учреждениями, МУ МВД России «Волгодонское». В марте 2016 года специалистами ПМПК было проведено межведомственное совещание по теме «Выявление, комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и нарушениями в развитии, направление их на городскую ПМПК в 2016 году». В марте специалисты ПМПК приняли участие в межведомственном совещании по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве г.Волгодонска.
Специалисты ПМПК привлекались к проверкам деятельности дошкольных образовательных учреждений по вопросам организации обучения детей в коррекционных группах.
В рамках взаимодействия ПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений в 2016 году осуществлялись следующие мероприятия:
- проведено совещание для председателей ПМПк по организации деятельности ПМПк, психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, имеющих трудности в развитии, обучении, воспитании (21.09.2016);
- проведено совещание для учителей-логопедов по организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях, ведению документации (14.09.2016);
- прочитано 3 лекции для специалистов образовательных учреждений о своевременном выявлении детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, создании адекватных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дано 107 индивидуальных консультаций специалистам образовательных учреждений по исполнению нормативно-правовой документации, использованию диагностического инструментария, организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами обучения, развития, воспитания.
Специалисты ПМПК оказывали консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении:
- проведены 569 индивидуальных консультаций для 566 родителей (законных представителей);
- прочитано 4 лекции для родителей детей с ОВЗ по вопросам их обучения и воспитания;
- проведен круглый стол для 57 родителей по обучению и воспитанию гиперактивных детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в интеллектуальном, речевом и физическом развитии (25.02.2016);
- проведено 10 мастер-классов в рамках работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов совместно со специалистами образовательных учреждений г.Волгодонска.
В целях раннего выявления детей с ОВЗ и предоставления им адекватного образовательных условий необходимо:
- специалистам дошкольных образовательных учреждений г.Волгодонска своевременно выявлять и направлять на ПМПК детей раннего возраста, имеющих нарушения в развитии;
- специалистам ПМПК пройти обучающие курсы по технологии обследования детей со сложными и множественными нарушениями в развитии.
На 2017 год специалистами ППМПК запланировано продолжить:
- организацию мероприятий в рамках работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов;
- реализацию инновационного образовательного проекта МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска на 2014-2018 гг. «Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми раннего возраста как средство обеспечения равных стартовых возможностей детей с нарушениями развития, определения дальнейшего адекватного образовательного маршрута» (областная инновационная площадка).
Директор МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска Г.Н.Мельничук
Руководитель структурного подразделения - городской ПМПК Т.Н.Рамазанова
|