МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

2016

Аналитический отчет
о деятельности психолого-медико-педагогической
комиссии г.Волгодонска 
за 2016 год

 Городская психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является структурным подразделением муниципального бюджетного учреждения центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония»  г.Волгодонска  (МБУ центр ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска).
 ПМПК открыта Постановлением главы города Волгодонска от 24.06.2002 №812 «О создании городской постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии в Управлении образования г.Волгодонска» и передана МБУ центру ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска Постановлением главы города Волгодонска от 01.03.2006 года №318 «О передаче постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии Управления образования г.Волгодонска муниципальному образовательному учреждению Центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония» как структурного подразделения».
 Адрес ПМПК: 347371, Ростовская область, г.Волгодонск, пер.Западный, д.5, тел.: (8639)24-42-36.
 Электронный адрес: pprkgarmonia@mail.ru
 Статус ПМПК: городская, постоянно действующая.
 ПМПК определяет для детей с  ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании  адекватные образовательные условия, характер психолого-педагогической и медико-социальной помощи в целях адаптации и интеграции детей в социум.
 В течение 2016 года ПМПК решались следующие задачи:

  • комплексная, динамическая, дифференциальная диагностика отклонений в развитии детей и их потенциальных  возможностей;
  • своевременное выявление, динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • содействие и инициирование организациям условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям детей;
  • проведение профилактических занятий с детьми раннего возраста по предупреждению нарушений в развитии;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
  • внедрение современных технологий диагностической и профилактической работы с детьми; 
  • формирование банка данных о детях с проблемами психофизического и социального развития;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической культуры населения.

 В штатное расписание ПМПК включено 5,5 ставок. В составе комиссии работают 9 специалистов: 2 педагога-психолога, 3 учителя-дефектолога, учитель-логопед, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог. Все специалисты ПМПК имеют высшее профессиональное образование, у 5 специалистов - высшая квалификационная категория (55%). С сентября 2012 года в составе комиссии работает учитель-дефектолог, который осуществляет педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения, проводит индивидуальные коррекционные занятия с такими детьми, консультирует их родителей и специалистов образовательных учреждений по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
 В 2016 году ПМПК работала по утвержденному руководителем графику.
 Специалисты ПМПК осуществляли диагностическую, консультативную, аналитическую, информационно-просветительскую деятельность. 
 В городской ПМПК велась следующая документация: 

  • журнал предварительной записи детей, обратившихся на ПМПК;
  • журнал учета детей, прошедших обследование на ПМПК;
  • журнал учета выпускников с ОВЗ, участвующих в государственной итоговой аттестации;
  • журнал учета методических семинаров и журналы учета консультаций специалистов;
  • планы и графики работы ПМПК;
  • карты развития ребенка.

 Обследование ребенка, обратившегося на ПМПК  осуществлялось специалистами отдельно или коллегиально, в зависимости от запроса и проблемы ребенка.
 Каждым специалистом ПМПК деятельность велась в соответствии с утвержденными планом и графиком работы, заполнялась следующая документация:

  • план и график работы;
  • журнал учета индивидуальной помощи детям, родителям (законным представителям);
  • журнал учета консультаций специалистов;
  • журнал индивидуальных форм работы с детьми раннего возраста;
  • протокол обследования ребенка;
  • статистический отчет о деятельности за месяц.

 Результаты работы каждого специалиста нашли отражение в аналитических отчетах о деятельности за календарный год. 
 В ходе диагностической работы специалисты ПМПК используют сертифицированные диагностические методики:

  • диагностический комплект «Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста» /авт.сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М./;
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;
  • «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» /под редакцией Е.А.Стребелевой/, «Наглядный материал для обследования детей» /приложение к методическому пособию/;
  • тест Векслера «Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант)»;
  • О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Логопедическое обследование детей 2 - 4 лет»;
  • И.А.Смирнова «Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения»;
  • О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей».
  • Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников».

 По результатам обследования детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами ПМПК составлялись коллегиальные заключения, и вырабатывались рекомендации с учетом мнения каждого специалиста. Заключения и рекомендации ПМПК дают право детям с ограниченными возможностями здоровья на обеспечение оптимальных условий получения образования. Специалисты городской ПМПК отслеживали выполнение образовательными учреждениями рекомендаций комиссии по предоставлению детям с ограниченными возможностями здоровья, проблемами в обучении и воспитании адекватных условий получения образования.
 В 2016 году городской психолого-медико-педагогической комиссией коллегиально было принято 816 человек (458 детей дошкольного  и 358 детей школьного возраста), в том числе из:
г.Волгодонска - 809 чел.;
Волгодонского района - 5 чел.;
Дубовского района - 2 чел.

Сравнительный анализ статистических  данных 
по деятельности  ПМПК за 2014-2016 годы

 В текущем году увеличилось более чем на 11% количество детей, представленных на ПМПК из г.Волгодонска - 809 чел. (в 2015 - 728 чел.). 
 С февраля 2016 года нами расторгнуты договоры с отделами образования Волгодонского, Дубовского, Заветинского районов по взаимодействию с психолого-медико-педагогической комиссией г.Волгодонска, так как, оказывая диагностико-консультативную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья из Волгодонского, Заветинского, Дубовского районов, городская ПМПК нарушает количественный принцип создания ПМПК: одна ПМПК на 10 тыс. детей, проживающих в территории (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённое приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082, письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 17.12.2015 №24/3.2-8125 «О мерах по соблюдению прав на образование детей-инвалидов»). В настоящее время в городе Волгодонске проживает 31824 ребёнка. 
 В 2016 году прием детей на ПМПК осуществлялся на основании направлений психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) дошкольных образовательных (697 чел.) и общеобразовательных (54 чел.) учреждений, государственных учреждений медико-социальной экспертизы и медицинских учреждений (11 чел.), отделов опеки (6 чел.), по запросу родителей (законных представителей) (46 чел), ОВД (2 чел.). 

Сравнительный анализ статистических 
данных по деятельности ПМПК за 2014-2016 годы

Кален-
дарный год
Всего детей, принятых ПМПК Направление на ПМПК из:
образовательных учреждений семьи медучреждений/ бюро МСЭ КДН и ЗП, ОВД, соц.-реабил. центра, отдела опеки
2014 791 662 54 63/12 -
2015 795 721 51 1/17 5
2016 816 751 46 -/11 8

 За последние три года наблюдается тенденция увеличения количества детей, прошедших комплексное обследование на городской ПМПК на основании направлений психолого-медико-педагогических консилиумов ПМПк образовательных учреждений.
 Из 458 дошкольников г.Волгодонска, представленных на ПМПК в 2016 году, выявлено детей со следующими нарушениями: тотальным недоразвитием - 4 человека (лёгкой степени - 3 человека, средней степени - 1 человек); задержкой психического развития - 38 человек; нарушением речи - 355 человек (из них 53 ребёнка четырёхлетнего возраста с моторной алалией и выходом из моторной алалии); расстройством аутистического спектра - 2 человека; нарушением зрения (слабовидящих) - 3 человека; двигательной сферы - 4 человека; тяжёлыми множественными нарушениями развития - 12 человек (что в 2,5 раза больше, чем в 2015 году); соматическими заболеваниями - 2 человека; без нарушений - 38 человек (из них 26 человек раннего возраста).  Из дошкольников, обследованных на ПМПК в 2016 году, 14 детям рекомендовано обучение в группах возрастной нормы, 418 детям - обучение и воспитание по адаптированным образовательным программам (из них пробно 9 детям); 26 детям раннего возраста рекомендованы индивидуальные профилактические занятия в ППМС центре. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК организовано адекватное обучение и воспитание  458 дошкольников, что составляет 100% от обследованных на ПМПК детей (в 2015 году - 99%). На ПМПК по запросу родителей проведено обследование двух детей по психологической готовности к обучению в школе.
 Из 358 детей школьного возраста (из г.Волгодонска - 351 ребёнок, из районов - 7 детей), представленных в 2016 году на ПМПК, принято 37 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что на 68% больше, чем в 2015 году. Специалистами ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам соответствующего класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 35 детям (из них 9 учащимся первого класса - пробно), проведение ГИА в особых организационно-технологических условиях - 2 детям. По результатам мониторинга выполнения рекомендаций ПМПК адекватное обучение в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате организовано 27 школьникам, в том числе: 
вариант 6.1 
1 класса  - 1 человек; 
7 класса  - 1 человек;
вариант 6.2
1 класса  - 11 человек;
2 класса   - 1 человек;
4 класса   - 2 человека;
вариант 6.3
1 класса  - 7 человек
5 класса  - 1 человек
вариант 6.4
первый год обучения - 3 человека.
 8 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата были представлены на ПМПК повторно (по направлению МСЭ - 2 чел., СКОУ - 2 чел, 4 чел. - по итогам пробного обучения по адаптированным программам). Школьники  продолжили обучение по раннее подобранным коррекционным программам и изменённому образовательному маршруту в условиях специальной школы-интерната VI вида.
 На ПМПК представлен 21 ребёнок с тотальным недоразвитием ВПФ, что на 58%  меньше, чем в 2015 году (ранее дети с ТН ВПФ чаще представлялись из районов). Из них: 14 человек - с легкой степенью, 3 человека - с умеренной, 4 человека - с множественными и тяжёлыми нарушениями. Из 21 учащегося с тотальным недоразвитием ВПФ, нуждающихся в обучении по адаптированным коррекционным программам, 4 детям рекомендовано продолжить обучение и воспитание по ранее подобранным коррекционным программам, 17 детям - обучение и воспитание по адаптированным образовательным программам для детей с умственной отсталостью.
 2 детям, обучающимся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, была изменена программа обучения на второй вариант  по причине неусвоения первого варианта адаптированной программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК детям школьного возраста с тотальным недоразвитием ВПФ показал, что 1 школьнику из Волгодонского района организовано интегрированное обучение в образовательном учреждении по месту жительства по адаптированной образовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 4 детям с тяжёлыми и множественными нарушениями из г.Волгодонска организовано обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), 16 школьникам организовано адекватное обучение в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, в том числе:
подготовительного класса - 2 человека;
1 класса для детей с первым вариантом обучения - 5 человек;
2 класса для детей с первым вариантом обучения - 2 человека;
3 класса для детей с первым вариантом обучения - 3 человека;
8 класса для детей с первым вариантом обучения - 1 человек;
первый год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек;
третий год обучения для детей со вторым вариантом обучения  - 1 человек;
восьмой год обучения для детей со вторым вариантом обучения - 1 человек.
 В 2016 году на ПМПК не были первично представлены дети старше 12 лет с тотальным недоразвитием ВПФ и с задержкой психического развития,  второгодники. 
 В 2016 году на ПМПК повторно были представлены 68 детей, из них: 38 человек - с целью определения дальнейшего образовательного маршрута по завершению дошкольной ступени образования в группах компенсирующей направленности; 25 человек - в связи с не усвоением основных общеобразовательных программ (15 человек - основных образовательных программ дошкольного образования, 10 человек - основных образовательных программ начального и основного общего образования); 5 человек - по направлению бюро МСЭ.    На ПМПК прошли обследование 2 детей 4-7 лет с  расстройством аутистического спектра. По результатам мониторинга этим детям предоставлены адекватные образовательные условия в дошкольных образовательных учреждениях с учетом рекомендаций ПМПК.
 13 детям организовано обучение по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития (12 чел. из г.Волгодонска, что в 2 раза больше, чем в 2015 году; 1 чел. из Волгодонского района).
 В 2016 году на ПМПК было обследовано 13 выпускников школ с ограниченными возможностями здоровья и определены необходимые условия проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена и государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов.

Мониторинг выполнения рекомендаций ПМПК по обучению
детей с ОВЗ, первично обследованных на ПМПК в 2016 году

Образовательный маршрут Всего детей Из них приступили к занятиям
в образовательных организациях по адаптированным программам для обучающихся с ЗПР 13 13
обучение на дому по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития 4 4
в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате «Восхождение» по адаптированным образовательным программам для обучающихся с НОДА 27 27
в ГКОУ РО Волгодонской специальной школе-интернате по адаптированным образовательным программам для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 13 13
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития 38 38
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта 3 3
ГКП «Особый ребенок», группа для детей со сложной структурой дефекта 15 15
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 355 355
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 4 4
инклюзивная группа ДОУ комбинированного, компенсирующего вида для детей с нарушением зрения 3 3

 На консультацию к специалистам ПМПК обратился 101 ребёнок в возрасте до 3 лет. С детьми раннего возраста проведена диагностика познавательной сферы и речевого развития, консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, развития, воспитания детей.  С 26 детьми 2-3 летнего возраста учитель-логопед, учитель-дефектолог провели 255 индивидуальных профилактических занятий по программам: «Профилактика нарушений речевого развития детей раннего возраста», «Развитие познавательной сферы детей раннего возраста»; оказали консультативную помощь их родителям. Ранняя коррекция позволила у 38% детей 2-3 лет скомпенсировать недостатки в развитии, для 62% - определить дальнейший образовательный маршрут.
 В целях обеспечения открытости информационного пространства с января 2012 года функционирует официальный сайт МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска. В течение 2016 года специалисты ПМПК размещали на сайте разного рода статьи, информацию о деятельности ПМПК, методические разработки о проблемах обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья.  У посетителей сайта есть возможность задать вопросы специалистам ПМПК, получить квалифицированные ответы. 
 Внешние связи и отношения городской психолого-медико-педагогической комиссии с другими учреждениями и ведомствами осуществлялись на основании договоров о сотрудничестве, в которых указан предмет взаимодействия, обязательства сторон. ПМПК взаимодействовала с Управлением образования г.Волгодонска, органами здравоохранения, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Бюро медико-социальной экспертизы, образовательными учреждениями, МУ МВД России «Волгодонское». В марте 2016 года специалистами ПМПК было проведено межведомственное совещание по теме «Выявление, комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и нарушениями в развитии, направление их на городскую ПМПК в 2016 году». В марте специалисты ПМПК приняли участие в межведомственном совещании по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в образовательном пространстве г.Волгодонска.
 Специалисты ПМПК привлекались к проверкам деятельности  дошкольных  образовательных учреждений по вопросам организации обучения детей в коррекционных группах.
 В рамках взаимодействия ПМПК с психолого-медико-педагогическими консилиумами (ПМПк) образовательных учреждений в 2016 году осуществлялись следующие мероприятия:

  • проведено совещание для председателей ПМПк по организации деятельности ПМПк, психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, имеющих трудности в развитии, обучении, воспитании (21.09.2016);
  • проведено совещание для учителей-логопедов по организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных учреждениях, ведению документации (14.09.2016);
  • прочитано 3 лекции  для специалистов образовательных учреждений о своевременном выявлении детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении, создании адекватных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • дано 107 индивидуальных консультаций специалистам образовательных учреждений по исполнению нормативно-правовой документации, использованию диагностического инструментария, организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами обучения, развития, воспитания.

 Специалисты ПМПК оказывали консультативную помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении:

  • проведены 569 индивидуальных  консультаций для 566 родителей (законных представителей);
  • прочитано 4 лекции  для  родителей детей с ОВЗ по вопросам их обучения и воспитания;
  • проведен круглый стол для 57 родителей по обучению и воспитанию гиперактивных детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в интеллектуальном, речевом и физическом развитии (25.02.2016);
  • проведено 10 мастер-классов в рамках работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов совместно со специалистами образовательных учреждений г.Волгодонска.

 В целях раннего выявления детей с ОВЗ и предоставления им адекватного образовательных условий необходимо: 

  • специалистам дошкольных образовательных учреждений г.Волгодонска своевременно выявлять и направлять на ПМПК детей раннего возраста, имеющих нарушения в развитии;
  • специалистам ПМПК пройти обучающие курсы по технологии обследования детей со сложными и множественными нарушениями в развитии.

 На 2017 год специалистами ППМПК запланировано продолжить:

  • организацию мероприятий в рамках работы городского семейного клуба для родителей и детей-инвалидов;
  • реализацию инновационного образовательного проекта МБУ ЦППМСП «Гармония» г.Волгодонска на 2014-2018 гг. «Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми раннего возраста как средство обеспечения равных стартовых возможностей детей с нарушениями развития, определения дальнейшего адекватного образовательного маршрута» (областная инновационная площадка).

Директор МБУ ЦППМСП  «Гармония» г.Волгодонска                      Г.Н.Мельничук

Руководитель структурного подразделения - городской ПМПК        Т.Н.Рамазанова