МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Игра как приоритетное средство развития дошкольника

    
 Игра - чуть ли не основной атрибут детства. Это основная деятельность ребенка, которая возникает у него как бы спонтанно, без всяких призывов и воспитательных воздействий взрослых, и увлекает его, как нечто другое.
 Игра - это способ познания ребенком мира и движущая сила его развития. Игры бывают очень разными и на первый взгляд мало похожими друг на друга, однако у всех них есть две общие черты. Во-первых, любая игра представляет собой действие в мнимой ситуации. Она не копирует реальность, а позволяет воспроизводить какие-то ее элементы символично с помощью игрушек в качестве заместителей реальных предметов, а в игровых ролях ребёнок воспроизводит то, что делают взрослые. Во-вторых, мотивы игры лежат для участников в самом ее процессе, а не в тех внешних результатах, что могут быть достигнуты с ее помощью. Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между людьми, но это происходит вне тех  утилитарных, связанных с извлечением пользы ситуаций, как например, в трудовой деятельности.
 При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:

  • сенсорные игры;
  • сюжетные игры;
  • ролевые игры;
  • игры с правилами;
  • спортивные игры.

 В принципе, человек играет на протяжении всего детства и в известной мере продолжается заниматься этим и в зрелости. Однако по интенсивности игр и по тому влиянию, которое они оказываются на психологическое развитие, безусловным лидером оказывается период дошкольного детства. В возрасте 3-5 лет перед ребёнком всё более открывается мир серьёзной человеческой деятельности. Активно знакомясь с этим новым для себя пластом реальности, ребёнок испытывает желание приобщиться к нему. В субъективный мир ребенок теперь уже попадает не только предметы, составляющие ближайшее окружение ребёнка, но и действия и предметы взрослых, напрямую взаимодействовать с которым он пока не может, которые для него еще недоступны. Однако он стремится приобщиться к этой раскрывающейся перед ним жизни взрослых уже в настоящем времени, активно войти в нее. Это и осуществляется в игре, где ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизведя его деятельность, начинает жить с ним общей жизнью. Таким образом, ребенок приобщается к миру взрослых, что является для него одним из самых значимых мотивов, он учится ориентироваться в смыслах различных видов деятельности взрослых, осознает то место, которое в будущем сможет занять среди них.
 Игра в этот период выходит за рамки непосредственного манипулирования предметами и начинает символически отражать происходящее в окружающем мире, прежде всего действия и отношения взрослых людей. С одной стороны, ребёнок воспроизводит в играх действия с предметами (например «водит машину», «строит дом» или «стреляет из пистолета») - это сюжетные игры, а с другой - переживает и демонстрирует взаимоотношения людей (например, играя в магазин) - это ролевые игры. И не важно, что на самом деле на игрушечной машине никуда не уехать, а в магазине ничего не приобрести,- ведь жизненные потребности ребёнка все равно удовлетворяются взрослыми, от игры инее требуется, чтобы ее «выходом» стал какой-то материальный продукт, нужный самому ребенку или окружающим. Результат игры - это продукт психологический. Субъективно играющий ребенок получает радость, испытывает интерес и увлеченность этим действием, объективно - получает новый опыт, стимулы к развитию.
 Ролевая игра - естественная деятельность дошкольника и важнейший «двигатель» его развития. Иногда родители, желая воспитать своего ребенка вундеркиндом, стремятся как можно раньше приобщить его к учебным занятиям, почти не оставляя времени на игры, тем самым снижая эффективность развития ребенка. В лучшем случае оно становится дисгармоничным, «однобоким»- например, ребёнок прекрасно умеет считать, но оказывается совершенно не в состоянии общаться со сверстниками; в худшем - у ребёнка может произойти нервный срыв, появятся серьезные проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.
 Отмечу наиболее важные с психологической точки зрения механизм действия игры.

  • Ролевая игра учит ребенка произвольно регулировать свое поведение, подчинять его какому-либо образцу, требованию правил, роли.
  • Именно игры - наиболее эффективный способ совершенствования познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в ходе игры, а не в других видах деятельности.
  • В игре ребёнок впервые начинает получать радость от того, что он действует по правилам. Игра - это отнюдь не мир полной свободы и произвольности, а, пожалуй, единственная ситуация, в которой он получает положительные эмоции от того, что подчиняет свое поведение внешним требованиям и ограничениям, а не действует так, как ему заблагорассудится.
  • Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.
  • Игра способствует преодолению «познавательного эгоцентризма» ребёнка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой.
  • Именно в дошкольном возрасте закладывается умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка. Роль - это такая позиция человека в межличностном взаимодействии, которая относительно мало зависит от личностных особенностей, но зато подразумевает следование определенным правилам, стереотипам поведения, зависящим от функции носителей этой роли в обществе. К примеру, если дети играют в магазин, то они будут вести себя так, как предписано определенной ролью (продавцов, покупателей, директора магазина и т.д.). Для них это действия в мнимой, воображаемой ситуации, однако эмоции при этом возникают совершенно реальные, как и тренируемые навыки общения.

 Человек успешно адаптированный к обществу, во-первых, умеет подчинять свое поведение требованием той социальной роли, в которой находится в данный момент. Во-вторых, человек проявляет ролевую гибкость, т.е., когда меняется его позиция в общении, он в состоянии изменить и свое поведение. В-третьих, человек может разделять ролевое поведение и свою личность.
 Таким образом, все эти умения очень важные для дальнейшей жизни и активнее всего они развиваются именно в дошкольном возрасте, и не сами по себе, а посредствам ролевой игры.

Педагог-психолог: Е.Н.Черепова