МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Консультация для педагогов про агрессию

Детская агрессивность. 
Методы и приемы взаимодействия с агрессивными детьми

 Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности существуют уже в группе детского сада. Остановимся на краткой характеристике разных видов агрессии в дошкольном возрасте. 

Вербальная агрессия 
1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть: 

  • жалобы («А Вова меня стукнул», «А Иванов постель не убрал» и пр.); 
  • демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); 
  • агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»). 

2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются: 

  • дразнилки («ябеда-корябеда», «поросенок»); 
  • оскорбления («жир-трест», «урод», «дебил»). 

Физическая агрессия
1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: 

  • разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребенок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги); 
  • уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения, или ребенок с силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слезы ее владельца). 

2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму: 

  • символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание (например, один ребенок показывает кулак другому или пугает его); 
  • прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве оружия палок, кубиков и пр. 

Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий («Позову бандитов, они тебя побьют и завяжут») до прямых оскорблений («толстуха», «дурак», «ябеда и нытик»). У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются, и т. п.) 
Об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. 
Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации. Рассмотрение тех ситуаций, в которых наиболее часто проявляется агрессивное поведение, необходимо для понимания направленности агрессивного поведения, его причин и целей, что может пролить свет на его мотивацию.

Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие: 

  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание); 
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство (заметив, что партнер расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»); 
  • защита и месть (в ответ на нападение или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии); 
  • стремление быть главным (например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену); 
  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками). 

Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Соответственно максимальное удовлетворение дети получают при достижении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются. 

Методы и приемы взаимодействия
с агрессивными детьми в конкретных ситуациях

Физическая агрессия
При проявлении физической агрессии тактика взаимодействия с детьми представляет собой приемы, «время жизни» которых составляет от 2-3 до 8-10 минут.

  • Если ребенка нельзя отвлечь и нападение  вот-вот состоится, наилучшей реакцией взрослого будет отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находиться поодаль, он может окликом остановить ребенка знающего из прежнего опыта, что такие выходки непозволительны.
  • Не стоит принуждать ребенка  к извинению - некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.
  • Необходимо стимулировать гуманные чувства у агрессивного ребенка по отношению к жертве, обиженному («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).
  • Стратегия на осознание. Это стратегия взрослого на понимание причин, ближайших и отдаленных  последствий поведения агрессивного ребенка («Ты стукнул Веру потому, что она….., а еще почему?»).
  • Стратегия отреагирования. Взрослый стремится организовать такую ситуацию, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас», например, взрослый может предложить ребенку: «Давай разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т.д.
  • Стратегия переключения. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение.
  • Положительное подкрепление – поощрение агрессивного ребенка в случае торможения, задержки его агрессивного поведения по  отношению к другим детям («Я знаю, ты хотел его стукнуть, но не стукнул. Молодец!» и т.п.)
  • Игнорирование – отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии в поведении детей.
  • Отрицательное подкрепление – применение к ребенку санкций в случае проявления агрессивного поведения. Например, можно ограничить игровую активность ребенка-агрессора (Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает и т.д.)
  • Создание необычных и неожиданных ситуаций путем новых действий и поведения с целью переключения агрессивного состояния ребенка на иное состояние.
  • Стимуляция чувства юмора у агрессивного ребенка к собственному состоянию или состоянию другого («Тебе неловко, что ты обидел Иру, или ты считаешь это хорошо?»)
  • Стимуляция телесного контакта путем прикосновений, рукопожатий, поглаживаний ребенка (взять за плечи ребенка, обнять, спросить о случившемся, сказать что-нибудь хорошее и т.п.)
  • Агрессивному и пострадавшему ребенку взрослый может предложить взяться за руки и помириться под считалку: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…..»

Невербальная агрессия
 Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Невербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятие, ругань). То обстоятельство, что бранные слова шокируют взрослых, а привлекают их внимание, иногда оказывается наилучшим поводом для ребенка, чтобы повторить их.

  • Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают  значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или  неприятное слово и лучше его не использовать.
  • Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для того, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время – один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.
  • Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной  неодобрительной тирады. Так же лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословию Реплики типа «Ты послушай, что он говорит!», сделанные в присутствии ребенка, обеспечивают ему  аудиторию и внимание и, скорее, будут стимулировать, а не прекращать брать.
  • Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу бранным словам – слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.
  • Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как можно меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

Педагог-психолог: Е.Н.Черепова