МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Организация здоровьесберегающего сопровождения

Доклад «Организация здоровьесберегающего сопровождения в системе психологической службы образования с позиций целостного подхода к здоровью»

 Современная система образования дает основание для нового осмысления понятия здоровья и условий его формирования в современной школе. Понятие интегральное здоровье, определяется спецификой параметров и показателей функционирования взаимосвязанных его подсистем - соматического, психологического и социального благополучия. При этом соматическое здоровье подразумевает высокий уровень физического здоровья и развития; психологическое здоровье – высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия; социальное здоровье – успешную социализацию, здоровое социальное поведение и нормативные ценностные установки.
 Для школьника высокий уровень интегрального здоровья тесно связан с успешной адаптацией в условиях образовательного учреждения. Дезадаптивные проявления могут касаться:

  • учебной адаптации (хронические трудности в усвоении учебной программы, неуспеваемость); 
  • социально-психологической адаптации (трудности в усвоении школьных норм и правил, конфликты с учителями и сверстниками, нарушения дисциплины, девиантное поведение); 
  • психоэмоциональной адаптации (эмоциональный дискомфорт, тревожность, стресс); 
  • сомато-физиологическая адаптации (нарушение соматического здоровья, обострение хронических заболеваний, отставание в физическом развитии).

 Проявления на одном из уровней системы адаптации могут быть следствием нарушений на другом, например: болезнь из-за острого конфликта в классе, отставание в учебе из-за хронического соматического заболевания.
 Поэтому для решения проблемы сохранения интегрального здоровья школьников необходимо наличие службы, способной оказывать многопрофильную комплексную помощь обучающимся. Такая служба должна объединять специалистов самого разного профиля: педагогов, психологов, врачей в единую систему взаимодействия. В ее состав могут входить: учителя-логопеды и дефектологи, инструкторы ЛФК, физиологи, специалисты по культуре здоровья и питания, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педиатры, психиатры, наркологи, неврологи, уполномоченные по правам участников образовательного процесса и уполномоченные милиции. Такая многопрофильная служба может осуществлять здоровьесберегающее сопровождение на всех уровнях системы адаптации и затрагивать все  компоненты индивидуального здоровья.
 Целью деятельности данной службы является создание здоровьесберегающей среды в каждом   образовательном учреждении как особой системы условий, способствующих сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, целенаправленному формированию физически, психологически и социально здоровой личности обучающегося. Служба включает основные направления деятельности:

  • образовательно-воспитательная деятельность предполагает реализацию в условиях школы здоровьесберегающего образования, обучения и воспитания, которые направлены на формирование у школьников компетентности в области культуры здоровья и ЗОЖ в единстве  ее  познавательного, ценностного, мотивационного и поведенческого компонентов. В  общеобразовательной школе формирование культуры здоровья осуществляется: через предметы основного образовательного цикла; через факультативные занятия и уроки вариативной части программы по культуре здоровья; внеурочные формы деятельности.
  • развивающая деятельность предполагает реализацию в образовательном учреждении развивающих программ в отношении физических и социальных навыков, эмоциональных и личностных качеств с учетом возраста, его сензитивных периодов и типа ведущей деятельности школьников. Реализуется через организацию эмоционально-игровой деятельности школьников, например, олимпиады или праздники здоровья, которые проводятся во внеурочное время.
  • оздоровительно-профилактическая деятельность реализуется через организацию и контроль следующих составляющих: повышение адаптивных защитных возможностей через уроки физического воспитания, закаливания, витаминизацию; организация оптимальной двигательной активности с учетом возрастных индивидуальных особенностей через введение в образовательный процесс утренней гимнастики, подвижной перемены, подвижного урока, третьего урока физкультуры, внеклассных спортивных мероприятий, организацию работы спортивных секций; систематическое проведение профилактических мероприятий - профилактика нарушений осанки,  плоскостопия, профилактика девиантного поведения и вредных привычек.
  • коррекционно-реабилитационная деятельность предполагает использование различных физкультурных, физиотерапевтических, психотерапевтических средств по коррекции нарушений здоровья и развития у детей группы риска, а также реабилитации после заболевания и может включать следующие элементы: ЛФК, корригирующая гимнастика, массаж, психокоррекция, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия и т.д. При отсутствии в школе соответствующих условий данное направление реализуется совместно с МОУ центром ППРК «Гармония».
  • организационно-управленческая деятельность предполагает разработку комплексной программы оздоровительной работы и закрепление ее на уровне концепции и устава образовательного учреждения. Организация оздоровительной работы осуществляется заместителем директора по оздоровительной работе: работа с педагогами, координация педагогической деятельности с психологическим и медицинским обеспечением школы, организация деятельности школы в рамках региональной политики в вопросах сохранения здоровья учащихся.

 Таким образом организация здоровьесберегающего сопровождения в системе образования- это комплексная многопрофильная помощь в сохранении здоровья всех участников образовательного процесса.

Заместитель директора по УВР
МОУ центра ППРК «Гармония»
Е.Н.Черепова