Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Организация здоровьесберегающего сопровождения
Доклад «Организация здоровьесберегающего сопровождения в системе психологической службы образования с позиций целостного подхода к здоровью»
Современная система образования дает основание для нового осмысления понятия здоровья и условий его формирования в современной школе. Понятие интегральное здоровье, определяется спецификой параметров и показателей функционирования взаимосвязанных его подсистем - соматического, психологического и социального благополучия. При этом соматическое здоровье подразумевает высокий уровень физического здоровья и развития; психологическое здоровье – высокий уровень психоэмоционального, интеллектуального и личностного благополучия; социальное здоровье – успешную социализацию, здоровое социальное поведение и нормативные ценностные установки.
Для школьника высокий уровень интегрального здоровья тесно связан с успешной адаптацией в условиях образовательного учреждения. Дезадаптивные проявления могут касаться:
- учебной адаптации (хронические трудности в усвоении учебной программы, неуспеваемость);
- социально-психологической адаптации (трудности в усвоении школьных норм и правил, конфликты с учителями и сверстниками, нарушения дисциплины, девиантное поведение);
- психоэмоциональной адаптации (эмоциональный дискомфорт, тревожность, стресс);
- сомато-физиологическая адаптации (нарушение соматического здоровья, обострение хронических заболеваний, отставание в физическом развитии).
Проявления на одном из уровней системы адаптации могут быть следствием нарушений на другом, например: болезнь из-за острого конфликта в классе, отставание в учебе из-за хронического соматического заболевания.
Поэтому для решения проблемы сохранения интегрального здоровья школьников необходимо наличие службы, способной оказывать многопрофильную комплексную помощь обучающимся. Такая служба должна объединять специалистов самого разного профиля: педагогов, психологов, врачей в единую систему взаимодействия. В ее состав могут входить: учителя-логопеды и дефектологи, инструкторы ЛФК, физиологи, специалисты по культуре здоровья и питания, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, педиатры, психиатры, наркологи, неврологи, уполномоченные по правам участников образовательного процесса и уполномоченные милиции. Такая многопрофильная служба может осуществлять здоровьесберегающее сопровождение на всех уровнях системы адаптации и затрагивать все компоненты индивидуального здоровья.
Целью деятельности данной службы является создание здоровьесберегающей среды в каждом образовательном учреждении как особой системы условий, способствующих сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни всех участников образовательно-воспитательного процесса, целенаправленному формированию физически, психологически и социально здоровой личности обучающегося. Служба включает основные направления деятельности:
- образовательно-воспитательная деятельность предполагает реализацию в условиях школы здоровьесберегающего образования, обучения и воспитания, которые направлены на формирование у школьников компетентности в области культуры здоровья и ЗОЖ в единстве ее познавательного, ценностного, мотивационного и поведенческого компонентов. В общеобразовательной школе формирование культуры здоровья осуществляется: через предметы основного образовательного цикла; через факультативные занятия и уроки вариативной части программы по культуре здоровья; внеурочные формы деятельности.
- развивающая деятельность предполагает реализацию в образовательном учреждении развивающих программ в отношении физических и социальных навыков, эмоциональных и личностных качеств с учетом возраста, его сензитивных периодов и типа ведущей деятельности школьников. Реализуется через организацию эмоционально-игровой деятельности школьников, например, олимпиады или праздники здоровья, которые проводятся во внеурочное время.
- оздоровительно-профилактическая деятельность реализуется через организацию и контроль следующих составляющих: повышение адаптивных защитных возможностей через уроки физического воспитания, закаливания, витаминизацию; организация оптимальной двигательной активности с учетом возрастных индивидуальных особенностей через введение в образовательный процесс утренней гимнастики, подвижной перемены, подвижного урока, третьего урока физкультуры, внеклассных спортивных мероприятий, организацию работы спортивных секций; систематическое проведение профилактических мероприятий - профилактика нарушений осанки, плоскостопия, профилактика девиантного поведения и вредных привычек.
- коррекционно-реабилитационная деятельность предполагает использование различных физкультурных, физиотерапевтических, психотерапевтических средств по коррекции нарушений здоровья и развития у детей группы риска, а также реабилитации после заболевания и может включать следующие элементы: ЛФК, корригирующая гимнастика, массаж, психокоррекция, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия и т.д. При отсутствии в школе соответствующих условий данное направление реализуется совместно с МОУ центром ППРК «Гармония».
- организационно-управленческая деятельность предполагает разработку комплексной программы оздоровительной работы и закрепление ее на уровне концепции и устава образовательного учреждения. Организация оздоровительной работы осуществляется заместителем директора по оздоровительной работе: работа с педагогами, координация педагогической деятельности с психологическим и медицинским обеспечением школы, организация деятельности школы в рамках региональной политики в вопросах сохранения здоровья учащихся.
Таким образом организация здоровьесберегающего сопровождения в системе образования- это комплексная многопрофильная помощь в сохранении здоровья всех участников образовательного процесса.
Заместитель директора по УВР
МОУ центра ППРК «Гармония»
Е.Н.Черепова
|