МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Познавательные процессы

«Развитие познавательных процессов у детей с ЗПР младшего школьного возраста»

 В связи с увеличением количества обучающихся с задержкой психического развития на современном этапе развития образования наиболее значимой становится проблема ранней диагностики, коррекции и сопровождения  детей с задержкой психического развития.
 Понятие задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Так же его можно применить к детям, находящимся длительное время в условиях социальной изоляции от общества или общения с ограниченным кругом лиц.
 Дети с ЗПР характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности. Вышеперечисленные особенности компенсируются под воздействием временных лечебных и педагогических факторов.
 Ученые Власова Т.А., Певзнер М.С. в своей книге «О детях с отклонениями в развитии» впервые описали диагностику ЗПР и ввели термин «психологического инфантилизма».
 Различают две группы детей с задержкой психического развития. К первой группе отнесли детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка связана с замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связи с другими областями коры и подкоркой. Такие дети заметно уступают сверстникам, как в физическом, так и в умственном развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере. С трудом включаются в учебную деятельность, на уроках отличаются быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Ко второй группе относят детей с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрально-стенические состояния), которые чаще всего возникают из-за мозговых травм. Для этих детей характерна слабость нервных процессов, но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них не наблюдается. В периоды стабильного состояния они добиваются хороших результатов в учёбе.
 Причинами возникновения задержки психического развития ученые называют врожденные причины (токсикозы во время беременности, родовые травмы, недоношенность, инфекционные заболевания в раннем возрасте, генетическая предрасположенности и другие) и приобретенные (ограничение жизнедеятельности длительное время, психические травмы, неблагоприятные условия в семье, педагогическая запущенность).
 Детей с ЗПР обязательно нужно сопровождать через ПМПк образовательной организации, т.е. сопровождение таких детей осуществляют все специалисты ПМПк, это и педагог психолог, учитель, учитель логопед, если есть учитель дефектолог. 
 На базе центра «Гармония» сопровождение и коррекцию детей с ЗПР осуществляет учитель-дефектолог. На коррекционные занятия с учителем дефектологом центра Гармония  дети с ЗПР попадают после прохождения ПМПК г.Волгодонска.
 Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребёнка.
Так как в образовательных организациях сопровождением детей с ЗПР занимаются педагоги психологи, я подготовила для Вас рекомендации об особенностях развития познавательных процессов детей с ЗПР, а именно по развитию памяти из своей практики работы с детьми с ЗПР.
 Неумение ребёнка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет, в конечном счете, на отношение к учебе и школе. Целенаправленная коррекционно-развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в периоде младшего школьного возраста наиболее эффективной.
 Основной целью коррекции младших школьников с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.
 К основным принципам коррекционной работы по развитию памяти относятся: ориентация на основные возрастные   новообразования в мнемической деятельности; опора на зону ближайшего развития и ведущий вид деятельности; принцип единства диагностики и коррекции. Успех коррекции зависит, прежде всего, от правильной и объективной оценки результатов диагностического обследования.
 Важным направлением в коррекционной работе является целенаправленное формирование приемов осмысленного запоминания: смысловой группировки, осмысленной опоре на внешние вспомогательные средства (картинки, слова, символы и пр.).
 Занятия проводятся в игровой форме, сначала на занимательном материале, а затем задания постепенно усложняются, включается учебный материал по 25-30 минут. Основной акцент делается на развитие произвольной памяти, однако ее развитие тесно связано с развитием других познавательных процессов: восприятием, вниманием, мышлением, воображением и речью. Система занятий разработаны таким образом, что сначала формируются простые виды памяти (моторная, образная), а затем более сложный вид памяти - логическая (смысловая). На каждом занятии уделяется большое внимание формированию познавательного интереса, активности детей с задержкой психического развития.

Рекомендации  по развитию произвольной памяти у детей с ЗПР младшего школьного возраста.

 Для развития произвольной зрительной и зрительно-моторной памяти нужно организовать работу ребёнка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается до 15-20 секунд (в зависимости от сложности предлагаемой работы), но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Детям очень нравится задания следующего типа: на ограниченное время ребенку предъявляют какую-либо картинку, дети должны ее детально изучить и потом воспроизвести ее по памяти. Затем предъявляют схожую картинку, в которой недостает каких-либо деталей или есть лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети.

 Развитие памяти на основе мнемического приема «группировка»:
Детям предлагается запомнить ряд согласных букв: Ж, Н, Л, П., В, Т. Чтобы лучше запомнить их, педагог предлагает мысленно добавить к каждой букве гласную, например У, затем предлагает разбить на удобные группы и прочитать (ЖУНУ-ЛУ-ПУВУТУ). Ответ записать, отбрасывая гласные. Для развития произвольной памяти на основе мнемического приема «группировка» можно также использовать цифры, рисунки.
 Развитие произвольной памяти на основе мнемического приема «группировка по ассоциации»:
Из набора слов детям предлагают выбрать и запомнить только те пары, которые объединены по смыслу. Педагог зачитывает эти пары слов: лес-гриб, зима-снег, кот-ведро, река-рыба, облако-лев, ворона-краска, гнездо-птица.
1 этап - детям предлагается выписать оставшиеся пары слов и придумать, как эти слова можно связать друг с другом. Дети обсуждают между собой и составляют ассоциативные ряды.
2 этап - ребёнку зачитываются пары слов, которые необходимо запомнить: диван-тигр, девочка-брат, небо-земля, глаз-муха, озеро-верблюд, ковер-цветок, цыпленок-стол.  Затем педагог зачитывает первые слова, а дети дополняют вторыми словами.

 Развитие произвольной памяти на основе мнемического приема «классификация»:
Педагог читает ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просит назвать слова, которые он запомнил. Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Если ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то рекомендуется ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Можно использовать различные предметы, цветы, последовательность событий.  

 «Необычное использование»: Взрослый показывает детям любой известный им предмет, дети должны придумать как можно больше способов использования этого предмета, затем его части, группы предметов; 
- задание обратное предыдущему: взрослый перечисляет возможные варианты использования предмета, его частей или части, группы предметов. Дети должны угадать, о каком предмете идёт речь.

 «Что лишнее?»: Детям предлагается для запоминания 4-5 картинок, одна из которых лишняя. Дети должны не только запомнить эти картинки, но и выделить лишнюю, определить обобщающее понятие. Можно предложить нарисовать, вырезать, вылепить выделенный предмет (например, яблоко, груша, морковь, персик).

 «Найди, что здесь лишнее»: Детям предлагают для запоминания 4-5 картинок, связанных по смыслу. Дети должны определить, что связывает эти предметы (например, дождь, туча, опавшие листья, косяк журавлей в пасмурном сером небе). При помощи этих картинок можно рассказать об осени. Через 30 минут дети должны вспомнить и назвать эти картинки (аналогично со словами - зима, снег, новый год, санки).

 «Подбери признак (действие)»: Детям предлагают для запоминания 4-5 слов - предметов (например, мяч, солнце, облако и др.), через 30 минут надо вспомнить эти слова и подобрать к ним слова-признаки (слова-действия) (например, мяч - круглый, солнце - яркое и т.п.).

 «Загадки и отгадки»: Детям предлагаются для запоминания несколько загадок, объединенных одной темой. Через 30 минут нужно вспомнить отгадки и подобрать к ним обобщающее понятие.

 «Запомни слова»: Цель - развитие кратковременной и долговременной произвольной слуховой памяти. Внимательно прослушать несколько слов (3-4 и больше, в зависимости от особенностей развития ребенка) и повторить их. Вспомнить слова после повторного чтения.

 «Пары слов»: Цель - развитие логической памяти. Ребенку читаются пары слов, связанных между собой по смыслу. Затем взрослый читает слова первого ряда, а ребёнок должен вспомнить слова второго ряда, связанные по смыслу с услышанным словом.

 «Что изменилось?»: Цель - развитие кратковременной произвольной зрительной памяти. Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть рисунок и запомнить то, что изображено. Затем ребенку предлагается такой же рисунок с небольшими изменениями. Ребенок должен увидеть эти изменения.

 Научно доказано, что чем раньше начинается коррекционный процесс, тем эффективнее он протекает, тем меньше времени и усилий понадобится на его реализацию, тем больше вероятен успех. 

Учитель-дефектолог:
Солоненко М.С.