МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Психологические особенности детей с ранним детским аутизмом.

Психологические особенности детей с ранним детским аутизмом. Организация психологической помощи.

 Необходимо помнить, что «аутизм»- это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например олигофрении, алалии, шизофрении). Безусловно диагноз - должен ставить только врач. Задача же педагога и психолога – выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить своевременно к специалисту.

 Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте в арсенале психолога является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития, так как наиболее очерченные проявления наблюдаются у детей уже в раннем возрасте.
 В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому (прежде всего к матери):

  1. дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, невыраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха).
  2. возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить.
  3. Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности).

 У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют:

  1. «уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях.
  2. «избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано.Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности.
  3. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.
  4. Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

 Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха.
 Говоря об особенностях поведения детей с РДА разной степени тяжести О.С.Никольская характеризует детей на 4 группы:

  • дети 1-ой группы не допускающие до себя переживания страха, реагирующих уходом на любое воздействие большой интенсивности (не проявляют испуга даже в ситуации, угрожающих их жизни, не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод);
  • дети 2-ой группы практически постоянно пребывают в состоянии страха. Это отражается в их внешнем облике и поведении: движения их напряжены, мимика лица застывшая, дети могут внезапно издать крик. Такие страхи могут вызываться некой опасностью. Особенностью этих страхов является их жесткая фиксация - они остаются актуальными на протяжении многих лет, и конкретная причина страхов определяется далеко не всегда. 
  • дети 3-ий группы - страхи детей данной группы лежат как бы на поверхности и причины этих страхов определяются достаточно легко. Такой ребенок постоянно говорит о них, включает их в свои вербальные фантазии. При этом ребенок застревает не только на каких-то страшных образах, но и  на отдельных деталях проскальзывающих в сказках или рассказах.
  • дети 4-ой группы пугливы, тормозимы, неуверенны. Для них характерна тревога, особенно возрастающая в новых ситуациях. Наиболее характерными являются страхи, которые вырастают из боязни отрицательной эмоциональной оценки окружающими, прежде всего близкими. Такой ребенок боится что-то сделать не так, оказаться «плохим», не оправдать ожидание мамы.

Психологическая помощь детям с РДА

 Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектолога, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.
 В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологу необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:

  • если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;
  • необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;
  • убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;
  • насколько это возможно, звукоизолировть комнату;
  • избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;
  • интонация голоса должна быть тихой, речь - спокойной;
  •  не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

 Залог успеха в работе с аутичными детьми - гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать  и такие моменты, как постоянство во время занятий и одежда специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.
 Анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравиться манипулировать с кубиками, то  в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше – на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие страхов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т.д. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, можно использовать карточки с описанием последовательности действий. Вообще, аутичным детям наиболее  доступны схемы, именно на них и необходимо опираться в работе. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнать предмет» или «на ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.
 Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.
 Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.
 Помимо работы с ребенком РДА должна проводится работа  и с родителями, т.к. преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Задача родителей - создать  комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами.
 Помощь такой семье должен оказывать психолог систематически. Родителям необходима уверенность, что им есть к кому обратиться при возникновении новых проблем, неизбежных в процессе возрастного и социального развития.

Классификация детского аутизма
по О.С.Никольской

  Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
Общая характеристика Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой Активное отвержение происходящего Погружение в аутичные интересы Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком
Речь Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь Характерны эхолалия. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, дети говорят «захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. Разговаривая, смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности интересов партнера по общению Речь тихая нечеткая. Общаясь ребенок прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ
Поведение Не реагирует на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляет испуга даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимании ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное или наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение. «Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованность в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей  
Стереотипы        

 

Педагог-психолог Е.Н.Черепова,