Календарь
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Психологические особенности детей с ранним детским аутизмом.
Психологические особенности детей с ранним детским аутизмом. Организация психологической помощи.
Необходимо помнить, что «аутизм»- это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например олигофрении, алалии, шизофрении). Безусловно диагноз - должен ставить только врач. Задача же педагога и психолога – выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить своевременно к специалисту.
Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте в арсенале психолога является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития, так как наиболее очерченные проявления наблюдаются у детей уже в раннем возрасте.
В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому (прежде всего к матери):
- дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, невыраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха).
- возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить.
- Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности).
У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют:
- «уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях.
- «избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано.Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности.
- Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.
- Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха.
Говоря об особенностях поведения детей с РДА разной степени тяжести О.С.Никольская характеризует детей на 4 группы:
- дети 1-ой группы не допускающие до себя переживания страха, реагирующих уходом на любое воздействие большой интенсивности (не проявляют испуга даже в ситуации, угрожающих их жизни, не реагируют на внешние раздражители: боль, холод, голод);
- дети 2-ой группы практически постоянно пребывают в состоянии страха. Это отражается в их внешнем облике и поведении: движения их напряжены, мимика лица застывшая, дети могут внезапно издать крик. Такие страхи могут вызываться некой опасностью. Особенностью этих страхов является их жесткая фиксация - они остаются актуальными на протяжении многих лет, и конкретная причина страхов определяется далеко не всегда.
- дети 3-ий группы - страхи детей данной группы лежат как бы на поверхности и причины этих страхов определяются достаточно легко. Такой ребенок постоянно говорит о них, включает их в свои вербальные фантазии. При этом ребенок застревает не только на каких-то страшных образах, но и на отдельных деталях проскальзывающих в сказках или рассказах.
- дети 4-ой группы пугливы, тормозимы, неуверенны. Для них характерна тревога, особенно возрастающая в новых ситуациях. Наиболее характерными являются страхи, которые вырастают из боязни отрицательной эмоциональной оценки окружающими, прежде всего близкими. Такой ребенок боится что-то сделать не так, оказаться «плохим», не оправдать ожидание мамы.
Психологическая помощь детям с РДА
Одна из главных задач психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектолога, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.
В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологу необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:
- если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;
- необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;
- убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;
- насколько это возможно, звукоизолировть комнату;
- избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;
- интонация голоса должна быть тихой, речь - спокойной;
- не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.
Залог успеха в работе с аутичными детьми - гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во время занятий и одежда специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.
Анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравиться манипулировать с кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше – на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие страхов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т.д. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, можно использовать карточки с описанием последовательности действий. Вообще, аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них и необходимо опираться в работе. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнать предмет» или «на ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.
Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.
Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.
Помимо работы с ребенком РДА должна проводится работа и с родителями, т.к. преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Задача родителей - создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами.
Помощь такой семье должен оказывать психолог систематически. Родителям необходима уверенность, что им есть к кому обратиться при возникновении новых проблем, неизбежных в процессе возрастного и социального развития.
Классификация детского аутизма
по О.С.Никольской
|
Первая группа |
Вторая группа |
Третья группа |
Четвертая группа |
Общая характеристика |
Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой |
Активное отвержение происходящего |
Погружение в аутичные интересы |
Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком |
Речь |
Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь |
Характерны эхолалия. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем |
Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, дети говорят «захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. Разговаривая, смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности интересов партнера по общению |
Речь тихая нечеткая. Общаясь ребенок прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ |
Поведение |
Не реагирует на внешние раздражители: боль, холод, голод. Не проявляет испуга даже в ситуациях, угрожающих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время проводят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям паркета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии |
Аутизм проявляется как неприятие мира, если последний не укладывается в понимании ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечатление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное или наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение. |
«Книжные» дети, рано набирают знания и словарный запас по определенной теме, часто поражают своей неорганизованность в быту. Не умеют и не знают элементарных способов самообслуживания. Эти дети не стремятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они неожиданны или исходят от другого человека. Способны принять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуждают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей |
|
Стереотипы |
|
|
|
|
Педагог-психолог Е.Н.Черепова,
|