МБУ ЦППМСП «Гармония»
г. Волгодонска
Меню сайта
Мы в соц. сетях
Независимая оценка



Гармония ПОС

Витрина закупок

Год педагога и наставника
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 170
Статистика
Телефон доверия






Ковид-19








Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения
Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников

Речевая активность

 

Игровые упражнения как средство стимулирования речевой активности детей 2-3 летнего возраста.

 В последнее время постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны  взрослых. Поэтому важно с раннего детства  вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие.
 Раннее детство (с года до трех лет) - это период интенсивного становления речи ребёнка. Из беспомощного младенца он превращается в самостоятельного, говорящего, думающего и активного ЧЕЛОВЕКА. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой развития  вербальных, то есть речевых форм коммуникации. 
 Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно, пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.
 Речь - ведущий процесс психического развития ребёнка. Эмоциональность ребёнка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
 Все навыки развития ребёнок приобретает в семье, в том числе и навык правильной речи. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. 
 В семье  надо стараться воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Стоит добавить, что совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Нужно приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. 

 Игры для занятий с детьми дома:
1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок. 
«Что это?» Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака. 
Ход игры: родитель показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, взрослый спрашивает: «Нина, что это?». Если ребёнок не может назвать, родитель говорит сам и просит повторить за ним: «скажи: это кукла». 

2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок. 
«Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. 
Ход игры:

Родитель: Кто сидит за столом?
Ребёнок: Девочка сидит.
Родитель: Что девочка делает?
Ребёнок: Девочка кушает.
Родитель: Что девочка кушает?
Ребёнок: Девочка кушает суп.
Родитель: Чем кушает суп?
Ребёнок: Кушает суп ложкой. 

3. Развитие сенсорного восприятия.
«Предмет и его изображение» Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. 
Ход игры: родитель кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Взрослый, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», - ребёнок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», - говорит взрослый. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.

4. Понятие о величине. 
«Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой = маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины.   
Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает, аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький - едет в маленькой. Повтори!»

5. Понятие о цвете. 
«Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2–3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая. 
Ход игры: на столе стоят пирамидки. Родитель показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Взрослый предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине. 

6. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания. 
«Птичка поёт». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. 
Ход игры: родитель показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поёт - пи-и, пи-и, пи-и». Родитель обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребёнок повторяет. Играть в такую игру нужно перед большим зеркалом. 

7. Игры-разрядки. Основная роль игры-разрядки - активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Её характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка. 
«Как прыгает зайчик?» Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно-слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. 
Ход игры: родитель спрашивает: «Как прыгает зайка?». Ребёнок сгибает руки в локтях, прижимает кулачки к груди и начинает прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг - скок, прыг - скок». В ходе игры взрослый следит за выполнением движений ребёнком.

«Ручки вверх и помашем ими» Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно - слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны - вот так. Ручки вниз. Ножками потопали - вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. 
Ход занятия: родитель предлагает ребёнку встать из-за стола и поиграть вместе с ним.

Учитель-логопед  Горелова Н.П.