Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|
Воспитание дружеских отношений в игре
Сюжетно-ролевая игра дошкольников имеет всегда коллективный характер. Её устойчивость, развитие сюжета во многом зависит не только от наличия у детей навыков сюжетосложения, творческих способностей, но и от умения участников игры приходить к общему согласию при обсуждении разных предложений, мнений. Итак, успешному протеканию сюжетно-ролевой игры способствует наличие у детей способов согласований и интересов с партнерами.
Такие способы успешно формируются в совместной продуктивной деятельности, организуя которую педагог имеет возможность передавать детям правила и средства налаживания взаимоотношений с учетом возможных ситуаций рассогласования мнений участников, как при распределении заданий, так и в процессе их выполнения. Использование дошкольниками передаваемых педагогом правил и норм регуляции взаимоотношений непосредственно во время продуктивной деятельности приводит к более качественному выполнению задания и в то же время формирует опыт доброжелательных взаимоотношений, который затем переносится дошкольниками в самостоятельную деятельность.
Только в игре у дошкольников формируется совместная продуктивная деятельность, направленная на достижение общей цели, формируется у детей умение вступать в контакт друг с другом по разным поводам, а руководство воспитателя помогает придать общению доброжелательный характер, благодаря чему происходит воспитание доброжелательных отношений детей друг к другу.
При организации совместной игровой деятельности у детей формируется позиция партнера. Это выражается, во-первых, в сознании ребёнком своей причастности к выполнению общего задания, что и побуждает его к активному участию в обсуждении всех вопросов, связанных с качественным выполнением общего задания в игре. Во-вторых, в наличии у него представлений о сверстниках как равноправных партнерах, имеющих свои замыслы и интересы, которые так же надо учитывать при выборе наиболее удачного решения вопросов, сопоставлять их со своими предложениями.
Наблюдения показывают, что дети в условиях совместной игровой деятельности ведут себя различно. Можно условно выделить группу «инициаторов», которые проявляют высокую активность в воздействии на других детей при распределении ролей в игре, игровой деятельности и пр.Но эта активность различна. Так, часть детей убеждают участников игры в справедливости, умеют прислушиваться к мнению других, могут уступить, учитывая интересы игры, поддержать кого-либо из детей, оставаясь доброжелательными и корректными. Другая часть активных детей крайне негативно относятся к другим, не уступая ни в чем, не считаясь с их просьбами или предложениями. Этим детям свойственен авторитарный стиль общения со сверстниками, неумение поступить своими интересами в пользу других.
Немало в группе детей, которым свойственно молчаливое согласие с мнением «инициаторов». Они послушно следуют их предложениям, даже не пытаясь заявить о своем желании. По отношению к таким детям ставиться задача перед педагогом, сформировать активность в условиях совместной деятельности.
Отдельные дети не обращают внимания ни на действия, ни на предложения партнеров, оставаясь в стороне от общей деятельности, не проявляя никакого интереса к будущему результату. У этих детей необходимо формировать осознание своей причастности к игровой, совместной деятельности.
Педагогу надо чаще предлагать детям такие игры и игровые упражнения, которые с одной стороны, вызывают интерес у детей, а с другой - обосновывают необходимость и целесообразность совместного выполнения. Например, лепка, рисование ряда последовательных эпизодов к какой-либо сказке (каждый фрагмент сказки лепила или рисовала группа детей из трёх участников - триада), с тем, чтобы показать ее малышам; подготовить выставки, спектакли и т.д. Кроме того, педагог в общении с детьми передает свое отношение к каждому из них, демонстрирует внимание к ним, побуждает детей по дружески договориться друг с другом, своим примером показывая умение взаимодействовать.
Интересным приемом передачи детям способов взаимодействия при игре является предложение педагога рассказать после игры как какая-либо группа смогла договориться, распределить обязанности, а какая не смогла по дружески сотрудничать и почему.
Таким образом, к положительным результатам работы по организации совместной и дружеской игровой деятельности можно отнести следующее:
- формировать у детей умение отстаивать свое мнение путем дружеского убеждения других в справедливости своего предложения. Так в ответ на упрек:» Что же ты такие кривые ножки у стула нарисовал?» - девочка поясняет: «Это же сказка, а в сказке всё бывает. Так даже интереснее, как будто стул из сучков»;
- формировать умения поддерживать друг друга. Например, на некорректное замечание: «У тебя не медведь, а чучело какое-то» - другой ребенок возражает, поддерживая друга: «Ничего не чучело! Надо совсем немного подправить ушки и туловище, и все будет нормально».
- равноправие детей в общении способствует развитию адекватной оценки своего поведения, учит находить общие решения, не прибегая к конфликтам во взаимоотношениях, что отражается на их совместной деятельности в игре.
Все вместе взятое оказывает достаточное влияние на устойчивость сюжетно-ролевых игр, доброжелательный характер общения.
Педагог-психолог: Е.Н.Черепова
|